Выразительность речи
1-й блок. Выразительность речи как одно из коммуникативных качеств речи
1) Выразительность речи – одно из коммуникативных качеств речи; такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей или читателей;
2) формы выразительности: разные типы: а) неязыковые типы: выразительность крика и молчания, В. речевого сигнала испуга или опасности, возгласа восхищения или восторга и т.п.; б) В. языковая – речевая;
3) языковые уровни: а) фонетика; б) словообразование; в) лексика; г) морфология; д) синтаксис; е) стилистика; ж) интонация;
4) особенности функционирования языковых средств: а) на уровне фонетики: звукопись; скандирование; б) на уровне лексики: превращение в поэтические обычных слов в необычных условиях (ритм, рифма, интонация, синтаксис целой строфы, словопорядок и порядок высказываний в составе целого текста); изменение семантики слова под воздействием текста; в) на уровне синтаксиса: относительно свободный порядок слов; разнообразие синтаксических конструкций и нарочитое их повторение; г) на уровне словообразования: использование неологизмов, словообразовательных неправильностей, обусловленное художественно; д) на уровне морфологии: особые формы слова в разных стилях; е) в связи с интонацией: использование «набора» типовых интонаций: варьирование инвариантных интонаций; ж) на «уровне» стилистики (стилистика – особый уровень: это как бы срез структуры языка: выбор стиля в зависимости от типовой ситуации общения;
5) условия реализации выразительности: I. Применительно к отдельному человеку: а) самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи; б) неравнодушие, интерес автора речи к предмету речи и к адресату речи; в) хорошее знание языка, его выразительных возможностей; г) знание свойств и особенностей функциональных стилей; д) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков; е) сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность; ж) наличие языковых средств, которые сможет использовать автор речи; II. Применительно к системе языка: выразительность могут усиливать единицы всех языковых уровней: а) выразительность отдельного звука; б) лексические единицы – один из основных источников выразительности; в) выразительные особенности морфем; г) морфологические ресурсы языка; д) выразительность синтаксических единиц; е) особая роль интонации; ж) использование стилистических ресурсов языка и особенностей функциональных стилей;
6) основные причины отклонения от выразительности: а) неумение и нежелание говорить выразительно; б) отсутствие в языке средств выразительности для изложения какой-то темы; неразработанность лингвометодических моделей, предопределяющих выразительное чтение, говорение и письмо.
2-й блок. Классификация ошибок, снижающих выразительность речи
I. Ошибки в устной речи:
а) отсутствие дикции;
б) неумение интонировать речь;
в) всякого рода орфоэпические ошибки, которые снижают выразительность речи, делают ее (речь) неинтересной, серой;
г) неумение контактировать со слушателем, поддерживать его внимание;
д) псевдовыразительность (когда текст читается громко, на взгляд учителя, якобы выразительно, но на самом деле его прочтение абсолютно не созвучно смыслу произведения).
II. Ошибки в письменной речи (они же свойственны и устной речи):
а) на уровне словообразования: неумение пользоваться словообразовательными ресурсами;
б) на уровне морфологии: слабое владение ресурсами морфологии;
в) в связи с употреблением лексики: плеоназмы и тавтология, которые делают речь бедной, однообразной, снижают ее выразительность; неумение пользоваться синонимами, антонимами и др. лексическими ресурсами;
г) на уровне синтаксиса: неумение пользоваться обратным порядком слов; немотивированное использование особенностей простых и сложных предложений; воплощение в форме сухого пересказа темы сочинения, которая требует эмоционального выражения впечатлений от прочитанного, услышанного или увиденного, что разрушает синтаксис связного текста;
д) стилистические ошибки, снижающие выразительность речи:
– неоправданное употребление экспрессивных средств;
– разрушение речевой системности стиля, снижающее выразительность речи;
– смешение функциональных стилей.
3-й блок. Образцы работы над ошибками
В наши веселые, радостные, счастливые дни запускаются на другие планеты сложнейшие самоходные аппараты. (Нагромождение определений «радостные», «счастливые», «веселые» снижает выразительность речи. Употребление этих информативно избыточных прилагательных говорит о том, что учащиеся слабо владеют ресурсами лексики и синтаксиса). – Один из возможных вариантов откорректированного предложения: В наши дни запускаются на другие планеты сложнейшие самоходные аппараты.
Обучение выразительности речи на уроках русского языка осуществляется в течение ряда лет. Так, в V классах в процессе изучения пропедевтического курса «Синтаксис и пунктуация» (30 ч) у учащихся прививаются навыки интонирования восклицательных, вопросительных предложений, предложений с однородными членами, с прямой речью. В VII классе при изучении темы «Частицы» шлифуется «умение выразительно читать предложения с частицами». При изучении междометий – «умение выразительно читать предложения с междометиями». В VIII классе при изучении неполных предложений организуется обучение выразительному чтению диалогов и т.п.
Таким образом, выразительные возможности интонации, синтаксиса в практическом аспекте рассматриваются в среднем звене. В старших классах, в частности, в X классе этот материал систематизируется. При этом информационная модель выразительности речи служит не только средством систематизации, но и включения полученных знаний в новую систему соотношений. Например, интонация выступает как один из компонентов информационной модели выразительности речи. В модели прослеживаются системные связи интонации с уровнями языка, на которых реализуется выразительность. На уровне лексики под воздействием интонации происходит превращение в поэтические обычных слов в необычных условиях.
Словарные статьи, объясняющие значение терминов, входящих в данную модель, также обладают свойством процессуальности. Например, морфема выступает не просто как часть слова, но и как одно из выразительных средств языка. Единицы синтаксиса: словосочетание, предложение – это не просто строевые единицы языка, но одно из самых ярких средств выразительности речи. Такая речевая ошибка, как неоправданное употребление экспрессивных средств, не только разрушает структуру стиля, выступая при этом как стилистическая ошибка, но одновременно снижает выразительность речи. Зачастую любая речевая ошибка связана с комплексом причин. Поэтому, чем большее количество причин появления ошибки видит сам ученик, тем большее число взаимосвязей он ощущает. Чем большее количество разрушительных последствий, связанных с действием ошибки, он установил, тем глубже он ощутил системные связи в языке. Например, общеизвестная в методической и стилистической литературе ошибка «плеоназм» снижает не только выразительность речи, но и разрушает ее логичность. На эти и подобные свойства обращается внимание в терминологическом словаре по культуре речи.
Плеоназм. Речевая ошибка, состоящая в повторении близких по смыслу слов, разрушающая логичность речи и снижающая ее выразительность: Удар пришелся ему внезапно и неожиданно.
В учебном словаре по культуре речи также приводятся словарные статьи, которые отличаются многоаспектностью: во-первых, в них дается традиционное толкование термина; во-вторых, описаны взаимосвязи термина в терминологическом поле стилистики; в-третьих, термин описан с точки зрения культуры речи. Указанные компоненты можно отметить на примере целого ряда словарных статей учебного характера. Приведем одну из них:
Эмоционально-оценочное слово. Дукха дега хоамаш дола дош (чеч.). Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержит элемент оценки: название предмета, или явления, действия, признака осложняется оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению (губошлеп, разгильдяй, пустомеля). Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например, о человеке говорят: медведь, ворона, орел). Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек. Существуют лексические единицы, за которыми оценочность закрепилась по традиции: вития (оратор), вещать (говорить, провозглашать), взывать (обращаться) и т.д. Эмоционально-оценочная лексика делится на два больших разряда: 1) слова с положительной характеристикой; 2) слова с отрицательной (негативной) характеристикой. Эмоционально-оценочная лексика употребляется в художественной и разговорной речи в связи с созданием эмоциональности, в публицистическом стиле – для выражения страстности, экспрессивности. Эмоционально-оценочные слова являются одним из ярких средств создания выразительности – одного из коммуникативных качеств речи.
Подобная интегративность описания усиливает свойство процессуальности учебного материала, создавая тем самым базу для применения комплексно-процессуального метода.
Комплексно-процессуальная методика накладывает отпечаток на приемы сообщения нового материала, его закрепления и обобщения. Так, работая над текстовыми понятиями на уроках развития речи, учитель может предъявить новый материал в форме сообщения или небольшой лекции, опираясь при этом на информационные модели текстов, соответствующие словарные статьи, сочетая свое сообщение с элементами беседы. Закрепление понятий осуществляется при помощи анализа текстов.
Приведем фрагмент одного из уроков по развитию речи в старших классах. Цель данного фрагмента – сформировать у учащихся теоретические представления о рассуждении как типе текста. Вначале учитель характеризует рассуждение. Например:
Рассуждение. Уйла яр (чеч.). Тип текста, основанный на построении цепи умозаключений. Употребителен в различных стилях. В научной речи он направлен на создание логичного текста, объяснение причин того или иного явления: Объем, который занимают пары, в несколько сот раз больше объема воды, из которой они образовались. Пары окружают горящее тело и оттесняют от него воздух, а без воздуха горение невозможно. Вот почему вода гасит огонь. В художественной речи рассуждение связано с оценкой событий, человеческих характеров, т.е. Р. здесь направлено на создание образности. В публицистическом стиле оно основано на анализе фактов, связано со страстностью публицистического высказывания, с убежденностью автора: Летом 1941 года Гитлер, осуществляя давно заготовленный план, без объявления войны нагло напал на Советский Союз. Все, что произошло затем, – у нас на свежей памяти. Она глубоко ранена неслыханным в истории насилием, которое учинили над нашей страной миллионные орды гитлеровцев… (По К. Федину). Инвариантная схема Р. как типа текста включает в себя ряд компонентов: 1) характеристику ситуации общения (обращенность к определенному адресату; в качестве основной задачи доказательство истинности или ложности тезиса или ряда тезисов; характеристику ценностно-ориентировочной функции); 2) перечень структурно-композиционных частей (тезис; развитие тезиса; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса или его неправильности. Это дедуктивное рассуждение. В индуктивном рассуждении тезис опущен: вначале идут факты; затем их анализ и синтез; выводы); 3) набор языковых средств, обусловленных типовой ситуацией общения и структурой рассуждения (усложненные синтаксические конструкции; вводные слова, связывающие абзацы; вопрос «почему?» после тезиса и т.п.).
После сообщения учителя учащимся предлагается ознакомиться со словарной статьей «Рассуждение» из «Учебного словаря по теории текста для учащихся старших классов». После чтения словарной статьи учащиеся отвечают на вопросы:
1) Что такое рассуждение?
2) Какую роль играет рассуждение в научной речи?
3) Чем отличаются рассуждения в художественной речи от рассуждений в публицистическом стиле?
4) Из каких компонентов обычно состоит рассуждение.
Учитель говорит о том, что рассуждение обычно представлено разными жанрами. Наиболее распространены рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Учащимся предлагается по учебному словарю текстологических терминов сначала ознакомиться с информационными моделями рассуждений.
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,