logo
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Экологические платежи

Чеботок Т.В., Алексахина Ю.В.

МГОУ имени В.С. Черномырдина

Экологические платежи – установленная Законом "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде. Экологические платежи перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года).

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества, с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

Расчет платежей производится организациями с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Платежи рассчитываются исходя из массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, указанных в выданных организациям разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:

Сейчас выплаты за негативное воздействие на окружающую среду регламентируются постановлениями правительства России от 1992 и 2003 гг. Однако эти законодательные акты, по мнению Минприроды, не отвечают экологическим требованиям и финансово не мотивируют предприятия заниматься экологической безопасностью. Например, действующее законодательство позволяет осуществлять сверхнормативные выбросы на основании индивидуально установленных лимитов. «Однако отсутствие четкого правового регулирования привело к непрозрачности этого института, возможности из года в год не выполнять планы мероприятий и продлевать установленные лимиты», — говорится в пояснительной записке к законопроекту Минприроды. Кроме того, платежи за загрязнение окружающей среды по факту не дифференцируются.

Сегодня экологические отчисления предприятий не покрывают даже десятой доли необходимых финансовых затрат на профилактические меры. Минимальные разовые инвестиции на водные очистные сооружения в масштабах страны оцениваются в 705 млрд руб., или 35 млрд руб. в год. При этом фактическое поступление платы за вредные стоки за 2008 г. за сбросы в воду, по данным Ростехнадзора, составило всего 4,8 млрд руб. Аналогичная ситуация и с загрязнением воздуха. Поэтому Минприроды предлагает ввести с 1 января 2014 г. повышающие коэффициенты к действующему уровню платежей. Для временно разрешенных нормативов — 25-кратный коэффициент к действующему уровню платежей, а для воздействия сверх разрешенного — стократное увеличение. До вступления в силу законопроекта будут применяться коэффициенты 5 и 25.

Увеличение коэффициентов приведет к снижению прибыли промышленников. Поскольку плата за сверхнормативные выбросы осуществляется за счет прибыли, увеличение коэффициента приведет к возрастанию платежей. Компании смогут компенсировать увеличение экологических платежей за счет налоговых льгот. Экологи видят в этом опасность злоупотреблений.