logo
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Анализ германской и шведской образовательной систем

Жохова Л.А., к.п.н., доцент;Троицкий Д.В. студент 1 к. ГУиМ

Система высшего образования ФРГ объединяет 326 вузов, из них 78 университетов. В ФРГ 3 500 программ бакалавриата и 2 500 программ магистратуры по разным направлениям. В Швеции функционируют 55 вузов, из них 11 университетов. Общая продолжительность полного курса среднего образования составляет 13 лет. Фактически в настоящее время почти 100% шведских школьников продолжают школьное образование в школе высшей ступени. В Швеции любое образование бесплатное. В ФРГ бесплатным обычно является обучение в государственных университетах. Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный в рамках федерального закона. За систему образования в Швеции отвечает государственное Министерство образования и создаваемые им комиссии, которые разрабатывают образовательные программы. В 1977 г. практически все шведские вузы были объединены в одну структуру. Академический контроль за обучением осуществляется с помощью системы баллов (credits), присуждаемых за выполнение учебной программы, состоящей из лекционных и практических занятий, а также самостоятельных исследовательских работ, один академический год обучения при дневной форме обучения эквивалентен 60 кредитным единицам высшего образования. Первый преддипломный уровень обучения: 1) диплом об окончании университета (2 года обучения, 120 кредитов); 2) степень бакалавра (3 года обучения, 180 кредитов). Второй уровень - уровень специализации (предпосылкой для приема на программы обучения второго уровня является наличие преддипломной степени как минимум в 180 кредитных ед.): 1) степень магистра (2 года обучения, 120 кредитов); 2) магистерская подготовка (1 год, 60 кредитов). Третий уровень - исследовательский (докторат): 1) степень лиценциат (степень между бакалавром и доктором, 120 кредитов, 2 года обучения); 2) степень доктора (240 кредитов, 4 года обучения).

Введение трехциклового обучения. Первый цикл, продолжительностью не менее трех лет, заканчивается получением первой академической степени – бакалавра, и дает право доступа ко второму циклу, результатом которого является степень магистра, а после – к третьему, ведущему к степени доктора. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

При переходе на систему «бакалавр – магистр» классические университеты вынуждены сравняться с университетами прикладных наук, которые до этого считались уровнем ниже. При уравнивании и унифицированности программы бакалавра разницы в дипломах нет, а в уровне знаний есть, но это никак официально теперь не будет проявляться.

В Швеции и ФРГ вузы более самостоятельны и автономны. Список предметов, количество часов, структуру модулей, распределение зачетных единиц и контрольных мероприятий решают на уровне вуза, факультета с привлечением к обсуждению учебных планов и программ курсов не только профессоров и преподавателей, но и студентов.

Производственные практики более продолжительны и студенты самостоятельно договариваются о сроках и месте проведения практики. Практические занятия и лабораторные работы, занимающие в процессе обучения университетов Германии значительное место, представляют собой самостоятельное выполнение исследований в хорошо технически оснащенной учебной или научной лаборатории по заданию преподавателя небольшими группами студентов (3-5 человек) без жесткого расписания и в удобное для студентов время.

Университеты Германии не занимаются ежедневной опекой студентов, а предоставляют им все условия для обучения. Например, своим стипендиальным обеспечением студенты занимаются самостоятельно, обращаясь в различные фонды, нет кураторов и заместителей декана по курсу. Что касается ученых степеней, то в Германии есть степень Dr.-Ing. (доктор-инженер), что соответствует нашему кандидату наук, а также степень Dr.Habil, требующая написания второй диссертации, что позволяет в дальнейшем занять должность профессора в университете. Однако, должность профессора можно занять и просто проработав младшим профессором несколько лет, поэтому вторая диссертация и ученая степень Dr.Habil – это редкость. Там нет ВАКа, ученые степени присуждаются решением Ученого совета факультета или университета. Для них характерен большой простор для самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях. Ряд немецких фондов и обществ (например, Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд им. Конрада Аденауэра, Фонд им. Фридриха Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество) предоставляют отечественным и зарубежным студентам и ученым специальные стипендии для проведения научных исследований и повышения академической квалификации. Большое внимание в странах ЕС уделяется международным академическим обменам студентами и учеными. Процесс обучения более свободен в выборе образовательной траектории, менее бюрократичен и централизован.