logo
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Малый бизнес как социальный институт

Рычков В.В., Кованев А.А.

Решение социальных задач в современном российском обществе приобретает первостепенное значение. Однако только силами государства не в состоянии выполнить все социальные функции. Институт малого предпринимательства становится новой активной силой, способной наравне с государством нести бремя социальной ответственности. В этом аспекте особое значение приобретают проблемы становления отечественного малого предпринимательства как социального института в современной истории России. Структуру социальной ответственности малого предпринимательства можно представить в виде шести основных сфер: экономической сферы деятельности; сферы взаимодействия с государством; сферы социокультурного развития; сферы занятости; природоохранной сферы деятельности и сферы делового партнерства.

Малое предпринимательство как форма проявления общественных отношений не только воздействует и изменяет каждого конкретного человека, его образ жизни, но и может способствовать повышению материального и духовного потенциала общества, создавать благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению наций, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Однако недостаточное внимание к вопросам формирования этого социального института со стороны государства и общественных организаций мешает малому предпринимательству в нашей стране развиваться так эффективно, как это происходит в западных странах.

По данным статистики в 2011 г. в России среди предприятий малого бизнеса насчитывалось: 3,6 тысяч организаций в сфере образования; 12,3 тысяч организаций в здравоохранении; 26,4 тысяч в предоставлении коммунальных услуг; 29,9 тысяч в гостиничном и ресторанном бизнесе. Больше всего в условиях финансового кризиса пострадал малый бизнес в сфере услуг среди компаний, занимающихся образованием. Число зарегистрированных в первом квартале 2012 г. малых предприятий в этой сфере снизилось на 57%.

В связи с этим государственная поддержка является одним из важнейших факторов становления социального института малого предпринимательства. Кроме поддержки государства также необходимо развитие системы консолидации малых предпринимателей, которая обеспечит малое предпринимательство необходимыми ресурсами и условиями для выполнения социально значимых функций.