logo search
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Необходимость управления инновациями для повышения конкурентоспособности российских компаний на международном рынке

Фомин А. А.

В наше время все более актуальной становится проблема конкурентоспособности государства, его экономики и жизнестойкости общества в целом. Значение данной проблемы возрастает вместе с ужесточением глобальной конкурентной среды, поскольку глобализации свойственно не только расширение и углубление интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции. В этих условиях залогом жизнеспособности любой страны является достижение конкурентного преимущества на мировой арене, поскольку иначе ни одно государство и ни одна экономика не смогут противостоять влиянию конкуренции.

На сегодняшний день Россия ставит перед собой четкие цели долгосрочного развития: обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Для достижения этих целей необходимо выполнить переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Для этого была разработана стратегия инновационного развития РФ «Инновационная Россия – 2020». Она ставит четкие количественные и качественные показатели инновационной деятельности, которые необходимо достичь к 2020 году.1

Одной из основных проблем развития и интеграции инновационного сектора России в мировую экономику является пока не сформированное должное отношение к вопросу конкурентоспособности, который можно назвать ключевым вопросом устойчивого развития. В отличие от развитых стран, задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, низкие доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления.2

Для решения данных вопросов возникает необходимость обеспечения перехода российской экономики на инновационные рельсы, что неоднократно отмечалось Президентом и Правительством, и является важным условием развития страны в современном информационном обществе.

Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности. Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

К сожалению не все инновации получают соответствующее внедрение. Низкий уровень внедрения инновационных решений руководством российских компаний связано не только с высокой стоимостью предлагаемых технологий. Зачастую проблемы состоят в технологической боязни и недостаточной подготовленности технической базы и программного обеспечения компаний- потребителей. Помимо всего прочего многие российские предприятия низко осведомлены о наличии на рынке той или иной инновационной технологии.

Мировая экономическая ситуация, в настоящее время, требует четко проработанных стратегий по ориентации производства на высококонкурентную продукцию, в этой связи возрастает актуальность вопроса экономии и оптимизации работы предприятий. Компании стремятся снизить издержки внедряя инновационные технологии, позволяющие значительно сократить затраты на один из основных факторов производства - труд. Однако стоит заметить, что большинство из внедряемых высокотехнологичных нововведений, производятся либо в Европе, либо в Америке, что повышает их стоимость для отечественного потребителя, что порой является одной из наиболее значимых причин отказа от инновационного развития компаний.

Сложившаяся ситуация казалось бы должна способствовать повышению роли российских производителей на рынке инновационных разработок, но многие из них сталкиваются со значительными трудностями при реализации своей продукции. Особенно остро данная проблема касается предприятий, на базе которых создаются инновационные изделия, которые, не уступая по своим характеристикам зарубежным аналогам, к сожалению, очень редко доходят до потребителя. Конечно, низкий уровень внедрения инновационных решений руководством российских компаний связан не только с высокой стоимостью предлагаемых технологий, технологической боязнью и недостаточной подготовленностью технической базы и программного обеспечения компаний-потребителей и осведомленностью о наличии на рынке той или иной инновационной технологии. Многие боятся внедрять инновационные технологии, так как не знают, как посчитать экономическую эффективность от их внедрения.

В этой связи возникает необходимость грамотного управления инновациями и оценки эффективности их использования.

Для принятия решения об использовании той или иной технологии необходимо проанализировать изменение уровня лояльности потребителей, эффективность работы компании и повышение конкурентных преимуществ. Все эти показатели в целом и должны ответить на вопрос об эффективности внедрения технологии.

Оценка инновационного потенциала экономической системы любого уровня создает предпосылки и условия для эффективного управления ее инновационной деятельностью. Учитывая важность проводимой оценки, необходимо разработать комплексный подход к оценке инновационного потенциала, позволяющий адекватно обозначить текущее положение экономической системы и определить тенденцию развития в будущем3.

Список литературы:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. No 1662-р

  2. Примаков Е.М. Мир без России? – М.: «Российская газета», 2009.

  3. Лобза, Е. В. Оценка инновационного потенциала через призму индикаторов развития информационного общества и экономики знаний // Вестник международных организаций. Образование, наука, новая экономика, 2010. No 1. - C. 33-50