logo search
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Удвоение валового продукта при помощи российского леса

Многолетняя И.Н., Алексахина Ю.В.

МГОУ имени В.С. Черномырдина

Почему же лесная тема стала такой востребованной? Думается, по двум причинам. Первое, Правительством по-прежнему не найдены экономические рычаги для удвоения ВВП. Второе, при сегодняшних «правилах игры», когда выгодно лишь наращивать добычу, а не заниматься переработкой углеводородов, ТЭК уже исчерпал свой потенциал главного локомотива роста нашей экономики. Лес же может реально выручить нас.

Конкретизирую: для того, чтобы российский лес было выгодно перерабатывать именно в России, а не продавать в «сыром» виде, целесообразно предпринять следущее:

1. По плате за лес на корню: Плату за лес нужно сделать дифференцированной, стимулирующей оптимальное лесопользование, т.е. ввести рентный подход к платежам за лес.

2. По экспортным пошлинам: На часть круглого леса их можно оставить в неизменном виде, а на весь «передел» - решительно отменить

3. По импортным пошлинам: Лес мало хотеть перерабатывать, нужно иметь для этого конкурентное оборудование, которое сегодня, нравится это нам или нет, производится в большинстве случае за рубежом. Поэтому недавно вышедшее и уже упомянутое мной Постановление Правительства РФ об обнулении ставок импортных пошлин на завоз к нам не имеющего отечественных аналогов оборудования для глубокой переработки леса необходимо сделать стабильно работающим правилом для нашей страны.

4. По НДС:

a. Для того, чтобы не обременять предпринимателей своеобразным паразитным беспроцентным кредитом государство должно освободить бизнес от НДС на ввозимое высокотехнологичное обрабатывающее оборудование, не производящееся в России, или, по крайней мере, объявить налоговые каникулы на период его монтажа.

b. Для стимулирования глубокой переработки леса нужно также отменить НДС на первичный лесной продукт. Тогда при экспорте первичного, т.е. круглого, леса возврата НДС не будет, а он будет лишь при экспорте продукции переработки леса.

5. По налогу на прибыль: Для поощрения предпринимателей, заботящихся о развитии своего бизнеса, необходимо восстановить так называемую инвестиционную льготу, когда с половины прибыли, направляемой на развитие производства, налог на прибыль не брался.

6. По борьбе с перерубом и теневым оборотом леса: государство должно ввести маркировку леса и обязать осуществлять все первичные сделки с лесом только через Государственную лесную электронную биржу, на которой эти сделки будут регистрироваться.

7. По сертификации леса: Для того, чтобы российский ЛПК не проигрывал по ценам на внешнем рынке требуется провести ускоренную сертификацию российских лесов по международным стандартам – т.е. провести экологическую и технологическую паспортизацию российского леса, для того чтобы цена на него в мире была бы выше.

8. По повышению инвестиционной привлекательности российского ЛПК: Лесоперерабатывающий бизнес чрезвычайно благодатен. Рубль, в него вложенный, приносит рубль дохода. Но вложить то нужно 1 раз, а доход получать потом можно как минимум лет 30.

Для привлечения масштабных инвестиций в ЛПК надо:

Законодательно закрепить разрешение использования леса в качестве залога под привлечение инвестиций с целью создания капиталоемких лесоперерабатывающих производств – например, новых целлюлозно-бумажных комбинатов и плитных заводов. В этом случае можно было бы успешно реализовывать схему частно-государственного партнерства, при которой лес в качестве залога мог бы стать взносом государства в капитал вновь создаваемых акционерных обществ (с возможностью последующего выкупа этих государственных долей частными компаниями).

Не секрет, что сегодня в России по большому счету только 2 вида по-настоящему конкурентоспособной на мировом рынке продукции из леса: это собственно круглый лес (он конкурентоспособен из-за его низкой цены), да целлюлоза с бумагой. Причем целлюлоза и бумага не высшего, а среднего качества. Нужно откровенно признать: за последние 15 лет мы во многом потеряли свою нишу на мировом рынке продукции переработки леса.

Так вот, мы должны действовать по такому принципу. Вначале поставляем на рынок полуфабрикаты - тем самым зарабатываем сами и даем заработать на переделе наших полуфабрикатов нашим более мощным заграничным партнерам. Затем постепенно крепнем, развиваем производство и систему сбыта, и начинаем выводить на рынок продукцию более высокой степени готовности. И так – вплоть до продукции самой высокой степени передела. Такое маркетинговое поведение позволит нашим предприятиям закрепляться на мировых рынках постепенно, без какого-либо излишне агрессивного противодействия со стороны более мощных иностранных конкурентов. Ведь нас на мировых рынках с продукцией высших переделов не ждут с распростертыми руками.