logo search
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Список источников.

Московский университет МВД России.

Конференция: "Актуальные проблемы теории и практики борьбы с экономическими преступлениями".

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вадрецкий И.С.

К числу наиболее негативных явлений, свойственных в той или иной мере государственному аппарату относится коррупция, которая предполагает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

В ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции», рассчитываемом международной организацией TransparencyInternational, в 2012 году Россия заняла 133-е место из 174 возможных с результатом 28 баллов из 100.

Коррупция это одна из серьёзнейших проблем современной России, которую необходимо решать в самом ближайшем будущем. А противодействие коррупции это приоритетная задача всей государственной политики.

Необходимость борьбы с данным явлением бесспорна и находит своё отражение на самом высоком уровне. Так, Президент России В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию в очередной раз обратил внимание на бескомпромиссную позицию государства по отношению к данной проблеме: «Мы продолжим наступление, безусловно, на коррупцию, которая уничтожает ресурс национального развития…» .

Одним из главных факторов, обуславливающих столь широкое распространение коррупции в России - это несовершенство отечественного законодательства. Чтобы это исправить, нужно более тщательно прорабатывать правовые нормы.

Но несовершенны правовые нормы не только в области деятельности государственного аппарата, когда отсутствует заинтересованность в конструктивных инновационных решениях в управленческой сфере, но и сама система привлечения к ответственности за взяточничество в России заслуживает доработки.

Одно из направлений изменения законодательства в данной сфере - это увеличение наказания за дачу или получение взятки. И, учитывая международный опыт, наиболее правильной мерой являлось бы конфискация имущества должностного лица при выявлении факта коррупции.

Таким образом, одним из решений данной проблемы явилась бы ратификация 20 статьи Конвенции ООН «Против коррупции»74. В ней раскрывается понятие "незаконное обогащение"- это разница между задекларированными доходами и расходами. Так же этой статье говорится о конфискации имущества коррупционеров в случае несоответствия доходов и расходов, а также имеющегося имущества.

В России в 2003 году конфискация имущества как вид уголовного наказания была исключена из УК РФ. Хотя с 2006 года конфискация имущества была включена в УК, но стала относиться не к видам наказания, а к числу «иных мер уголовно-правового характера», которые применяются по решению суда в специально указанных случаях. В числе указанных случаях ни слова о коррупции. Так же не предусмотрена конфискация имущества в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии коррупции».

Несмотря на все принимаемые меры по противодействию коррупции в РФ, её уровень по-прежнему, остаётся достаточно высоким. Это подтверждают многочисленные данные международных организаций, правоохранительные органы РФ, данные исследований общественного мнения, публикации в СМИ и т.д. При этом последствия коррупции значительны и наносят значительный ущерб всему обществу. Дефекты государственного аппарата, сложности низкого экономического роста и хозяйственной эффективности, преступности и криминализации правоохранительных структур, системные проблемы образования и здравоохранения - все эти и многие другие проблемы российского государства, так или иначе связаны с коррупцией. И для противодействия данному явлению необходимо принимать комплексные меры, целью которых должно являться максимальное уменьшение коррупционной составляющей в обществе.

Однако, наиболее весомой причиной столь широкого распространения коррупции в России является несовершенство Российского законодательства. Беда в том, что оно бывает настолько запутано, что бизнес-процесс на законных основаниях может затормозить практически любой, даже самый мелкий чиновник. В некотором роде коррупция выступает как смазочный материал несовершенных бизнес-механизмов. Чтобы исправить данную ситуацию необходимо внести изменения в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие вопросы противодействия коррупции:

- усовершенствовать систему критериев проверки актов органов государственной власти на коррупционную составляющую;

- ратифицировать отдельные положения Конвенции ООН Против коррупции;

- необходимо более тщательно разрабатывать нормативные документы, призванные воплощать такие доктринальные документы РФ как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

- разработать особую систему мер для противодействия коррупции в системе правоохранительных органов.

Таким образом, эти недвусмысленно разработанные правовые нормы, а так же иные методы указанные в данной работе позволят значительно снизить уровень коррупции в России.