logo search
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Выявление и раскрытие неправомерного возмещения ндс

Рогоцкая О.В.

В последнее время широкую известность приобрела так называемая проблема возмещения налога на добавленную стоимость. Вызвана она в первую очередь злоупотреблением в этой области. Безусловно, данная проблема не могла быть незамеченной государством, к тому же НДС является основным налогом, пополняющим бюджет страны. Однако меры, предпринятые государством (например, требование налоговых органов о документальном подтверждении сумм НДС) ожидаемого результата не дали. В связи с этим повысилась и ответственность правоохранительных органов в этой сфере, безусловно, требующей специфических познаний.

Работа по выявлению признаков налоговых преступлений в целом, может носить плановый (регулярный) характер. При ее выполнении возникают две типичные ситуации – получение первичной информации негласными методами (запросы в криминалистические учеты и банки данных, получение образцов (копий) в целях их исследования в соответствующих лабораториях, наблюдение за технологическими процессами, передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, документооборотом и т.д) или получены из открытых и официальных источников (СМИ, актов контрольно-ревизионного управления, справок и заключений аудиторских проверок).

Выделяются следующие основные этапы работы по данному направлению оперативно-служебной деятельности:

1. Сбор, анализ и оценка учредительных и регистрационных документов, иной информации в отношении основных участников экспортной сделки: налогоплательщик-экспортер, ИМНС, регистрационные органы; иностранные участники экспертной операции: приобретатели товара (работ, услуг)- Запрос в национальное бюро Интерпола в России о реальном существовании иностранного приобретателя товара.

  1. Сбор и оценка сведений в отношении иных участников внешнеэкономической сделки: поставщики, комиссионеры, таможенные брокеры, перевозчики и т.д.

  2. Анализ движения денежных потоков.

3.1.Получить сведения о движении денежных средств по расчетным счетам всех участников данной операции (иностранный партнер, поставщик, комиссионер, таможенный брокер, заимодавец и т.д.).

  1. В целях получения сведений о лицах, осуществляющих управление расчетны­ми счетами фирм-участников фальсификации поступления валютно-экспортной выручки, получить их банковские дела. Для контрактодержателя дополнительно получить досье экспортной сделки.

  2. В случае выявления нарушений банковского законодательства уполномочен­ным банком осуществить соответствующие мероприятия.

4. Анализ товарных потоков.

4.1. Установить номенклатуру экспортируемого товара и предприятие его изготовителя, а также оценить объемы произведенной данным предприятием продукции с объемами, перемещенными через границу.

4.2. Особое внимание необходимо уделить порядку ценообразования товара. Вы­сокая (нереальная) стоимость перемещаемого товара создается с использованием фирм-посредников, что приводит к противоправному завышению НДС возмещаемого из бюджета. При необходимости установления истинной стоимости товара провести экспертизу.

  1. При изучении контракта необходимо обратить внимание на место регистрации иностранной фирмы и страну отправки товара (например, фирма зарегистрирована в США, а в контракте указано предприятие-получатель, находящееся в ОАЭ), осуществить проверку факта поступления груза.

  2. В таможенном органе, осуществившем оформление товара в режим экспорт, получить копию досье к грузовой таможенной декларации. Сравнить данные о грузе с данными таможенного досмотра данного груза.

  3. В территориальных органах финансового контроля получить сведения об оплате таможенных платежей на счет ГТК РФ. Отсутствие подтверждения осуществленных таможенных платежей указывает на фальсификацию ГТД и дает основание утверждать о непересечении товара таможенной территории РФ. При оценке документов следует устанавливать, нет ли их подделки, личные печати каких таможенников стоят на поддельных документах, есть ли такие печати, проставлялись ли их оттиски реально.

  4. Для подтверждения факта пересечения товара границы РФ направить запросы в управления ФПС России.

  5. В случае перемещения экспортируемого товара авиатранспортом необходимо перепроверить через диспетчерскую службу аэропортов действительность рейсов, ука­занных в ГТД и ТТН.

  6. В случае перемещения товаров автотранспортом запросы о подтверждении вы­воза товара за таможенную территорию РФ дублируются через соответствующие подраз­деления таможенных органов. Устанавливать, существовали ли транспортные средства для перевозки товара, выдавались ли соответствующие лицензии перевозчикам.

  7. Получить данные складского учета на складе временного хранения, а также во всех местах передачи товара, указанных в договорах.

Таким образом, раскрытие и расследование преступлений, связанных с возмещением НДС имеет важнейшее значение для экономики РФ. Решением данной проблемы может послужить создание специализированных кадров, обладающих обширными познаниями в области финансового, налогового, банковского права и других смежных наук, ведь люди, создающие схемы для реализации операций по неправомерному возмещению НДС, профессионалы в своей области. Кроме того, стоит уделить внимание и взаимоотношениям правоохранительных органов с налоговыми службами. Поскольку только при их совместных действиях удастся достичь наиболее эффективных результатов.