logo search
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Исследование нервно-психического развития учеников начальной школы

Атаева В.А., Никитина А.А.

Своевременная комплексная оценка морфофункционального развития (физического и нервно-психического развития) детей приобретает особое значение в связи с имеющимися проблемами в обучении младших школьников [1]. Однако, в большинстве образовательных учреждений такая диагностика не проводится или ее результаты не учитываются в процессе обучения ребенка. Исследования проводились на базе прогимназии №1661 САО г. Москвы. С помощью методов, позволяющих оценить психомоторное развитие ребенка, прослеживали изменение уровня развития ряда нервно-психических функций у учеников 1-4 классов [2, 3, 4]. Результаты сопоставляли с успешностью обучения письму и чтению.

Выполнение учениками стандартной графической пробы («заборчик») позволяет оценить возможность усвоения двигательной программы, ее автоматизации, возможности переключения с одного движения на другое при выполнении графических серийных движений. Выявляются нейродинамические характеристики движения – темп деятельности, утомляемость. 38,2% учащихся 1 класса выполнили пробу со средним результатом, 28,5% - ниже среднего, 33,3% - выше среднего. Большинство сложностей у детей, показавших низкие результаты при выполнении пробы, были связаны с трудностями переключения с одного движения на другое, в утомлении при выполнении задания и недостатком внимания. Подобные проблемы обнаруживались у детей на уроках письма и чтения, где также выявлялись недостатки развития зрительного и слухового восприятия и зрительно-моторных функций. Среди тех же детей во 2 классе 30,9% выполнили пробу с оценкой ниже среднего, 40,5%-средние, 28,6% показали результаты выше среднего. В 3 классе распределение составило: ниже среднего- 30,6%,средние-52,8%, выше среднего-16,6%; в 4 классе – ниже среднего 17,6%,средние-50%, выше среднего - 32, 4%. Таким образом, только к 4 классу большинство учеников овладевают навыками выполнения графических и письменных заданий, что отражается и в успешности их обучения.

Исследование динамического праксиса (проба кулак-ребро-ладонь) позволяет определить степень усвоения двигательной программы и сформированность кинетических механизмов серийной организации движений – возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое и с одной двигательной программы на другую. В 1-3 классах примерно 30 % учеников выполняли пробу с многочисленными сбоями, не автоматизировано. Только к 4 классу число таких детей снизилось до 14,7%. Средние результаты выполнения пробы отмечали у 25,5% учеников 1 класса, 54,7%, – 2 класса, 43,1% детей в 3 классе и 57,5% - в 4 классе. В то же время высокие результаты показали 42,5% 1-классников, 9,5% учеников 2 класса, 18,1% - в 3 классе, 27,2% в 4 классе.

Проба на реципрокную координацию движений направлена на оценку сформированности механизмов кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия. Результаты показали следующее распределение: в 1 классе 51% - средний уровень, высокий – у 19,1% и низкий – у 29,7% детей. Во 2 и 3 классах около 50% детей имели средние показатели, во 2 классе – низкие и высокие у 38,1% и 11,9% соответственно. В 3 классе - 26,3% детей показала низкие, 23,6% - высокие результаты. В 4 классе школьников со средними показателями стало меньше- 45,1%, с высокими 35,4%,с низкими 19,3%. Исследование показало, что в большинстве случаев школьники, имеющие трудности при выполнении пробы на динамический праксис, показывают низкие результаты и при выполнении проб на реципрокную координацию.

Оценка способности воспроизводить ритмы по слуховой, устной и зрительной инструкциям показала, что наибольшие сложности у младших школьников вызывало повторение ритма по слуховой инструкции. В 1 классе средние результаты показывали 36,7%, низкие – 44,8% и высокие 18,3%. В последующих классах распределение держалось около названных показателей.

Во всех проведенных тестах у большинства учеников 1-2 классов отмечались с низкая скорость, сбои, у некоторых детей – синкинезии. Скоростные параметры тестов заметно возрастают у большинства учеников к 4 классу, снижается также количество ошибок. Однако, нарастание учебных требований, необходимость быстро выполнять задания на уроках не всегда позволяет ученикам успешно усваивать материал. Корректировка учебных заданий в связи с индивидуальными особенностями учеников позволило бы во многом избежать проблем не только в начальной школе, но и в последующие годы. Своевременное исследование развития нервно-психических функций ребенка начиная с дошкольного возраста позволяет выявить и скорректировать проблемы, возникающие при обучении.