II. Фактические ошибки.
3-й блок. Образцы работы над ошибками
Мы вошли в актовый зал. (Смешение парономазов «активный» и «актовый»». Нарушается точность речи). – Мы вошли в актовый зал.
Зажегся зеленый свет, и переправа через улицу началась. (расширение объема значения слова «переправа». Нарушается точность речи). – Зажегся зеленый свет, и прохожие начали переходить улицу.
Итак, систематизация материала в данном случае осуществляется в соответствии с логикой научных знаний. Применительно к «Учебному словарю терминов и понятий культуры речи для учащихся средней школы» выделена система понятий, трансформируемая в учебные модели коммуникативных качеств речи, установлено соотношение видов знаний непосредственно в самих моделях. Так, в случае с точностью речи даются теоретические сведения, отражающие знание термина «точность речи», структурные особенности указанного коммуникативного качества речи, указаны виды ошибок, нарушающих точность речи, даются образцы работы над ними.
Тенденция к систематизированному представлению материала в учебных словарях по стилистике, культуре речи, теории текста действует постоянно, так как она задана содержанием и структурой учебных информационных моделей. Причем здесь приводятся в систему не только научные знания, но и способы деятельности. Вполне возможно, может возникнуть вопрос о перегрузке учащихся научными терминами. Но все дело в том, что словари несколько факультативны по отношению к учебнику, поэтому термины, приведенные в алфавитной толковой части словарей и в учебных моделях, не требуется изучить сразу и запомнить. Они усваиваются постепенно, индивидуально каждым обучаемым по мере изучения теоретической части учебников, по мере усвоения программы по развитию связной речи.
В предлагаемых учебных словарях используется не только логическая система – позиция, органически вытекающая из самой сути функционально-стилистических инвариантов системы языка, но здесь усиливается линия целевой систематизации, связанная с интегративностью учебных словарей, вбирающих в себя различные сведения о взаимосвязи уровней системы языка, стилистики, культуры речи, теории речевой деятельности.
Систематизирующая роль учебных словарей да и вообще учебной литературы важна еще и потому, что в настоящее время усилился поток разнообразной бессистемной информации через посредство радио, кино и телевидения. Все это приводит к мозаичности знаний. Как показал, к примеру, констатирующей эксперимент в Ново-Атагинской СШ в 1988 г., старшеклассники знают достаточно много, у них достаточно «бойкая» устная речь по сравнению с письменной, они охотно вступают в беседы на разные темы, но знания их не систематизированы, фрагментарны. «За внешне безобидным эффектом мозаичности знаний стоит вполне реальная угроза интеллекту ребят» (Каким быть ученику: Дидактические принципы построения / Под ред. И.Я. Лернера, В.М. Шахмаева. – Ч. 1. – М.: Изд-во РАО, 1992. – С. 67).
Учебные словари, предлагаемые нами, могут быть одним из средств, противостоящих подобной мозаичности, разрозненности информации. Если при этом алфавитные части словарей и представляют разрозненную информацию, то информационные модели являются носителями систематизированных лингвистических знаний по соответствующим разделам школьной программы. Информационные модели представляют такую подвижную систему знаний, которая, в силу своей открытости, вбирает в себя новые сведения о языке и его функционировании, адаптируя их к условиям этой системы.
Кроме того, материал в информационных моделях систематизирован с учетом закономерностей процесса усвоения, моделирования той деятельности, которая обеспечивает систематизацию знаний и формирует умения классификации, систематизации, обобщения, а также создает базу для обучения речевой деятельности.
Систематизация знаний в учебных словарях по стилистике, культуре речи, теории текста достигается при помощи различных способов структурирования учебного материала.
Один из таких способов – генерализация. Он означает выявление главного, сведение более мелких частных понятий к более общим и важным, обобщение, необходимое для характеристики понятия. Так, в «Учебном словаре стилистических терминов для учащихся старших классов» основополагающим являются пять информационных моделей функциональных стилей, вокруг которых систематизируется весь материал. В основе «Учебного словаря терминов и понятий культуры речи для учащихся средней школы», как уже говорилось в предыдущих главах, лежат семь информационных моделей коммуникативных качеств речи. Идентичным образом обстоит дело с «Учебным словарем по теории текста для учащихся старших классов». Что же касается «Нормативно-стилистического словаря для учащихся V-XI классов национальных школ», то здесь количество лингводидактических моделей СТ, систематизирующих программный лексический минимум, несколько колеблется. Так, в 1982-85 годы, когда нами была разработана система изучения производных слов на основе функционально-стилистического инварианта системы словообразования, лексический минимум был сгруппирован при помощи девятнадцати лингводидактических схем СТ.
Сегодня мы предлагаем для изучения, скажем, в VI классе пять схем, в VII классе – шестнадцать, в IX классе – десять лингводидактических схем СТ. однако их количество в этом случае не имеет принципиального значения, так как все схемы структурированы идентичным способом. Различие их – в содержательном наполнении. Но, как неоднократно показал эксперимент в национальной школе, учащиеся, усвоив две-три схемы, идентичным способом выстраивают все другие схемы, опираясь на перечень словообразовательных пар.
Кроме того, модели, схемы обеспечивают сознательную установку самих учащихся на систематизацию учебного материала.
Систематизирующая функция тесно связана с кодифицирующей, ориентированной на отражение в словаре норм и правил употребления терминов, общеупотребительных производных слов.
Нормативная направленность в учебных словарях находит свое выражение в показе общепринятых терминоупотреблений, использования общеупотребительных производных слов в речи, в выявлении способов выражения содержания разными языковыми средствами, а также способов функционирования языковых средств в речи. В качестве приемов кодификации норм употребления, скажем, производных общеупотребительных слов в нормативно-стилистическом словаре служат стилистические пометы, указания на связь со стилевой структурой текста, перечень конструкций, при помощи которых семантизируются производные слова, а также список конструкций, на основе которых они вступают в типовые словосочетания и предложения.
И наконец, мотивационная функция учебных словарей, которая обусловлена содержанием и формой словарей, их оформлением, организацией корпуса словарей, полиграфическим исполнением. Нужно сразу же отметить, что в процессе эксперимента в свое время использовались словарные материалы, выполненные в лаборатории оперативной полиграфии. Это несколько снизило внешний эффект словарей, но стимулы и положительные мотивы поддерживались за счет других свойств словаря. Так, различные информационные модели дали возможность активизировать, обучать учащихся теоретической характеристике информационных моделей. Непонятные термины уточнялись во второй части словарей. И наконец, анализ текста с опорой на учебные модели – это один из положительных результатов деятельности, способный удовлетворить познавательные потребности учащихся.
Таким образом, мотивы, стимулы как бы закрепляются, возникает устойчивый интерес к определенного рода деятельности.
Более того, в самих моделях запрограммирована логика поведения обучаемого, дается ориентировочная основа действия III типа. Так, в смоделированной типовой ситуации общения называются условия порождения речи, определяются ее функции, ставятся задачи, затем через посредство стилевой структуры текста, обусловленной ситуацией общения, идет прогнозирование возможностей, мотивированного использования языковых средств.
Следовательно, мотивационная функция срабатывает не только на основе внешних параметров учебных словарей, но она затрагивает глубинные слои представленного здесь мате-риала. Словари стимулируют учащихся, повышают их интерес к урокам русского языка.
Выводы
Таким образом, проанализировав учебные словари как средство обучения речевой деятельности, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, основные цели и задачи использования учебных словарей: образовательные, коммуникативные, воспитательные – ориентированы на развитие личности. Использование информационных моделей функциональных стилей, текстов, коммуникативных качеств речи, схем СТ и моделей действия по ним при построении учебных словарей и при обучении учащихся позволяет применять комплексно-процессуальную методику, адекватную указанным задачам, ибо она дает возможность обучить различным видам деятельности, сформировать у обучаемых научный тип мышления, приобщить учащихся нерусской школы к самостоятельному изучению языка.
Во-вторых, предлагаемые словари занимают определенное место в системе средств обучения речевой деятельности на русском языке в национальной школе. Они являются одним из основных компонентов учебного комплекса, аккумулируя и представляя в лексикографически обработанном виде содержание учебников, учебных пособий, различных дидактических материалов.
Как компонент определенной системы, учебные словари выполняют различные функции: 1) универсальные (обучающую, образовательную, воспитательную, развивающую); 2) специфические (справочную, информативную, систематизирующую, кодифицирующую, мотивационную).
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,