© 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
Все организмы в природе находятся друг с другом в более или менее тесном общении, образуя сожительства – биоценозы. При этом каждый вид находится в биологическом взаимоотношении с другими членами сообщества в формах индифферентного, симбиотического или антагонистического отношений.
Разновидностями антагонистических взаимоотношений являются хищничество и паразитизм.
Паразиты — это организмы, максимально приспособленные к своим хозяевам и особым условиям существования; паразит (облигатный) не может существовать без хозяина. В определении паразитизма необходимо учитывать пространственные отношения, так как без непосредственного контакта организмов не может быть паразитизма, пищевых отношений (за счет соков, тканей или перевариваемой хозяином пищи питается паразит), а также патогенного действия паразита, которое является иммунологической реакцией со стороны организма хозяина.
В процессе эволюции приспособились к жизни в тканях и органах животного разнообразные организмы — вирусы, бактерии, грибы, простейшие, гельминты, членистоногие. Академик К. И. Скрябин (1925) отмечал, что в органах и тканях животных одновременно может паразитировать несколько видов гельминтов, создавая сообщество — гельминтоценоз. Каждый сочлен гельминтоценоза действует на организм хозяина патогенно. Е.Н. Павловский (1955), Ю.Ф. Петров (1978) указывают, что в процессе формирования гельминтоценоза в организме хозяина между сочленами возникают антагонистические или синергические взаимоотношения. При антагонистическом взаимоотношении развитие одних видов гельминтов сдерживается, они вытесняются из биологической ниши или остаются в единичных экземплярах, тогда как другие виды интенсивно развиваются и становятся доминирующими. При синергических взаимоотношениях все сочлены гельминтоценоза создают друг для друга оптимальные условия и интенсивно развиваются.
В дальнейшем В.А. Догель (1962), А.П. Маркевич (1978, 1982, 1985), Д.И. Панасюк (1982, 1986), Ю.Ф. Петров (1982, 1984, 1985) и другие исследователи расширили концепцию К. И. Скрябина о том, что не только гельминты способны формировать сообщество, его формируют также вирусы, бактерии, грибы, простейшие и членистоногие. Такое сообщество получило название паразитоценоз, учение о сообществах — паразитоценология, а заболевания — ассоциативные болезни.
В свете современных данных академик А. П. Маркевич (1985) дает следующее определение паразитоценологии: это комплексная теоретико-прикладная, биоценологическая наука об экопаразитарных системах, которая включает паразитические и условно-патогенные организмы, ассоциации их свободноживущих поколений, а также гостальную среду, или «симбиосферу». Автор считает, что в задачи паразитоценологии входит изучение экопаразитарных систем, структуры, причинно-следственных связей, зависимости и взаимодействия составляющих их компонентов, закономерностей их формирования, функционирования и эволюции с целью разработки теории и методов управления ими. Паразитоценология исследует межпопуляционные отношения в пределах той или иной экопаразитарной системы и совместное взаимодействие отдельных популяций с гостальной средой. Первоочередной задачей паразитоценологии является объединение всех разделов паразитологии (вирусологии, микробиологии, микологии, зоопаразитологии), которые возникли независимо друг от друга и развивались до последнего времени обособленно как самостоятельные научные дисциплины, в результате чего мир паразитов в познавательном аспекте был расчленен на составные части, а накапливавшиеся этими дисциплинами конкретные научные знания не синтезировались и не отражали объективный мир паразитов, взаимосвязь его компонентов и его закономерности.
Д.И. Панасюк (1984) считает, что паразитоценоз — это открытая, постоянно меняющаяся во времени равновесная система экологически связанных паразитических организмов и симбионтов на разных стадиях развития, принадлежащих к разным таксонам и локализующихся как внутри, так и на покровах одного из них, именуемого хозяином. Явление паразитоценоза может быть выражено как на одной особи организма хозяина, так и на большем или меньшем числе особей, а иногда и на всех микропопуляциях хозяев, При паразитоценозе создается временная равновесная открытая (для внедрения других типов) биологическая система.
Болезнь есть результат взаимодействия сочленов паразитоценоза друг с другом, с одной стороны, и с организмом хозяина — с другой. В зависимости от характера этого взаимодействия и окружающей среды, которая может быть благоприятной для организма хозяина, болезнь может и не развиваться или протекать в легкой форме. При неблагоприятном характере взаимодействия для организма хозяина болезнь протекает тяжело, нередко с летальным исходом.
По количеству сочленов паразитоценозы бывают: двухчленные, состоящие из двух видов паразитов, независимо от того, к какому виду они принадлежат — животному или растительному; трехчленные состоящие из трех паразитов, относящихся к различным таксонам; многочленные, состоящие из четырех и более паразитов.
Для объективного установления путей циркуляции симбионтов во внешней среде и выяснения механизмов их передачи от зараженного хозяина (донора) к заражающемуся (реципиенту) изучение свободноживущих поколений болезнетворных возбудителей в экопаразитоценогенной системе должно вестись на одном уровне с изучением их жизнедеятельности в организме хозяина. При этом следует учитывать, что вирулентность патогенов детерминируется не только сочленами микро-симбиоценоза, но и условиями окружающей среды. Будучи типичными компонентами биоценоза, сочлены паразитоценогенных систем находятся в прямой зависимости от условий окружающей среды.
В этих условиях паразитолог обязан изучить состав, структуру и функционирование экологических группировок свободноживущих форм паразитов, особенности их размещения в биоценозе, закономерности формирования естественных ассоциаций, особенности биоценотических взаимоотношений между сочленами паразитоценозов, с одной стороны, и популяциями их хозяев — с другой. Кроме того, паразитолог должен обратить особое внимание на функции и роль экологических ассоциаций паразитов в жизни биоценозов, их приспособление к физической среде и к условиям мест обитания, на закономерности сезонных и годичных ритмов, зависимость от видового состава хозяев и других особенностей биоценотической структуры ландшафта.
Правильное планирование, рациональная организация противопаразитарных мероприятий и высокая их эффективность обеспечиваются только при условии овладения знаниями о закономерностях паразитоценоза в условиях гостальной и внешней среды, об особенностях эпизоотологии паразитов.
Смешанные заразные болезни получили широкое распространение и приносят большой экономический ущерб животноводству, так как они обусловлены изменчивостью сочетания вирусов, бактерий, простейших, гельминтов, членистоногих и условных патогенов. Последние проявляют патогенные свойства в условиях микропаразитоценоза. Паразитарные болезни делятся на группы в зависимости от систематического положения их возбудителей: вирусные, вирусно-бактериальные, вирусно-микозные, вирусно-зоопаразитарные, бактериальные, зоопаразитарно-бактериальные ассоциативные болезни.
Ассоциации гельминтов, простейших и бактерий — гельминто-протозойно-бактериальные болезни встречаются часто. Закономерности развития болезней зависят, прежде всего, от видового состава микропаразитоценозов. Известно, что гельминты оказывают повреждающее действие на ткани хозяина, создавая условия для проникновения в них различных простейших, бактерий и грибов и использования разрушенных тканей в качестве питательного субстрата; миграция гельминтов в теле хозяина влечет за собой инокуляцию микробов. Кроме того, антигены гельминтов, простейших, бактерий и грибов вызывают подавление защитных функций организма хозяина, угнетение иммунокомпетентной системы.
Клинические признаки ассоциативных заболеваний гельминто-протозойно-бактериальной этиологии зависят от физиологического состояния макрохозяина, количественного и качественного состава, взаимоотношения сочленов микропаразитоценозов. Особую роль играют взаимоотношения сочленов микропаразитоценозов. В случае синергизма клинические признаки заболевания выражены резко, течение болезни тяжелое, нередко с летальным исходом макрохозяина; при антагонистическом или индифферентном взаимоотношении заболевание может протекать в легкой форме или совсем не проявляться. При диагностике гельминто-протозойно-бактериальных заболеваний необходимо координированное совместное проведение бактериологических, микологических, гельминтологических исследований; диагностика должна проводиться с учетом результатов изучения всех болезнетворных агентов. При этом используются эпизоотологические, клинические, патолого-анатомические, серологические, гельминтологические методы исследования, постановка биопробы.
Лечебные мероприятия при смешанных гельминто-протозойно-бактериальных заболеваниях должны проводиться с учетом состава микропаразитоценозов. При этом необходимо применять комплексное лечение, воздействуя, одновременно на все патогенные сочлены паразитоценоза.
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,