logo search
8 неделя науки СВАО - тезисы с содержанием

Секция: прикладная математика и информатика информационные технологии в бюджетировании.

Асланлы Ф.И., Дементьева Н. Г.

В настоящее время интерес к системе бюджетного управления у руководителей и собственников компаний достаточно высок. Это связано, во-первых, с требованиями снижения затрат и повышения качества продукта либо услуг, во-вторых, прогнозировать финансовое состояние, потребность в финансовых ресурсах, финансовые итоги. Этим требованиям как раз отвечает механизм бюджетного управления, представляющий собой систему управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты. Именно управления, а не учета или контроля, поскольку бюджетирование является больше управленческой, чем учетной технологией.

Результатами успешного внедрения такой системы являются контроль не только над накладными расходами, но и над тремя основными финансовыми показателями организации: прибылью, рентабельностью и отдачей на капитал (ROI). При всей внешней простоте, качественно составить бюджет реальной организации достаточно сложно. Трудно быть до конца уверенным, что полученный результат — лучший из возможных планов. Чтобы повысить эту уверенность, менеджерам приходится не столько строить планы, сколько совершенствовать процедуры их составления. Во многих случаях это позволяет заранее исключить возможность ошибки, вместо того чтобы в будущем исправлять последствия неверно принятых решений. В помощь менеджеру в статье предлагаются рекомендации по организации процесса бюджетирования, наиболее подходящего для условий фирмы и решаемых управленческих задач. Данная статья посвящена научным технологиям в бюджетировании, изменениям, сопровождающим постановку бюджетирования, и методам их оптимального внедрения.

Прежде всего, необходимо отметить, что первым этапом разработки системы бюджетного управления должна стать структуризация деятельности, т.е. создание процессной модели деятельности фирмы. Хотя многие авторы статей и методик по бюджетированию прямо на это не указывают, бюджетировать необходимо выходы бизнес-процессов, а точнее, те из них, которые представляют собой движение материальных и финансовых потоков.

Второй этап - создание комплексной автоматизации единым проектным интегратором, который будет иметь соответствующие разработки. Способность создания единого информационного пространства, в котором работают все бюджетные учреждения, и обеспечение его интеграции с системами, которые уже установлены на местах, а понадобиться и между собой должны стать залогом успешной работы. Привлечение проектного интегратора дает возможность получить выгоду не только от построения системы, но и от установки единого тарифного соглашения, централизованных поставок и обучения специалистов.

Последним этапом разработки системы бюджетного управления является описание требований к автоматизации системы, то есть набора информационных объектов - справочников, документов, отчетов и т.п., автоматизированных рабочих мест - то есть прав доступа пользователей к информационным объектам и регламента работы с ними, а также бюджетных операций.

Следующий блок работ представляет собой выбор и разработка информационной системы, ее тестирование и ввод в промышленную эксплуатацию. "Парус" и "1с" -две наиболее распространенные, на наш взгляд, линейки программных продуктов для автоматизации бизнес процессов предприятия. "1с"  и "Парус" имеют линейки версий своих продуктов 7  (7.7 - "1с" и 7.40 - "Парус") и более новую 8-ю  (8.1, 8.2 - "1с" и  8.5,8.52 - "Парус"). 8-я версия Паруса это значительно более мощное решение на базе Oracle и предназначено для крупных предприятий. В 1с, как и прежде есть свой редактор печати со всеми дополнительными функциями редактирования, что не требует установки дополнительного ПО. 1с" просто чемпион в области автоматизации торговли. "1с" причем версия 8 стала еще привлекательней со своей конфигурацией. Так как в ней есть все необходимые инструменты и своя конкретная, понятная и удобная методология, учета НДС и др. налогов, а также гораздо больше возможностей по изменению функционала под конкретные пожелания заказчика.

Оптимальная связка для автоматизации учета Бюджетных учреждений: "Бухгалтерия для бюджетных учреждений 7,40" (Парус)  и  "Заработная плата 7.40" (Парус). Опыт работы “Корпорации ПАРУС” на рынке решений для государственных структур позволяет утверждать, что создание единого информационного пространства в рамках как отдельного ведомства, так и региона в целом, с двумя вариантами - схема с единым хранилищем данных и схема централизации информационных ресурсов.

Каковой бы не был продукт, технология в бюджетировании дает компании возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.