logo search
138___4

§ 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.

1) Какова задача этого текста? (Воздействие на массы, формирование определенного отношения к революционному прошлому). Следовательно, текст по содержанию публицистический.

2) Найдите слова и словосочетания, имеющие торжественный оттенок. (Грянула, зовущая к борьбе, завоевала сердца, борцы революции).

Словообразование существительных.

Упражнение 74. Из истории песни.

1) Докажите, что это публицистический текст.

2) Отметьте слова и выражения, имеющие торжественный оттенок, газетные штампы.

3) Произведите словообразовательный анализ слова призывал. Какая часть слова придает ему оттенок возвышенности, необходимый в публицистическом стиле?

И работа непосредственно с учебным словарем, и анализ языкового материала приучает учащихся оперировать разными терминами, объяснять их значение. Поскольку при этом информационные модели выступают как своеобразное организующее начало при анализе языкового материала, как классификационное средство при описании терминов, то, анализируя значение терминов, учащиеся распределяют их по группам в соответствии с основными компонентами модели. Например, учитель предлагает распределить по группам следующие термины, связанные с публицистическим стилем: задача воздействия на массы, воздействующая функция, распространенные обращения, парцеллированные конструкции, предложения с однородным членами.

Учащиеся, используя модель, распределяют термины по группам: 1) термины, характеризующие типовую ситуацию общения; 2) термины, называющие языковые средства, связанные с призывностью публицистического стиля; 3) термины, называющие языковые средства, связанные с фактографической точностью публицистического стиля.

В процессе работы могут сопоставляться различные информационные модели функциональных стилей, текстов и т.п. Так, сопоставление научного и публицистического стилей показательно в том смысле, что и тот, и другой стиль носит именной характер. Могут быть предложены задания, анализирующие эту особенность с разных позиций: 1) Пронаблюдайте, какие части речи представлены в обеих информационных моделях; 2) Опираясь на модели, определите наиболее частотные части речи в научном и публицистическом стилях, подсчитайте процент употребления имен существительных, прилагательных, числительных; 3) Чем отличается структура публицистического стиля от структуры научного стиля?

Вопросов может быть гораздо больше, но прежде чем их поставить перед учащимися, необходимо детальное сопоставление информационных моделей по частям – от ситуации общения до языковых средств. В качестве вспомогательного приема в более слабых классах можно применить следующую таблицу, направленную на детальный анализ сопоставляемых информационных моделей.

Сопоставительный анализ особенностей научного и публицистического стилей приводится по схеме:

№№

пп

Научный стиль

Публицистический стиль

Выводы

Анализ по данной схеме формирует у учащихся представления об инвариантных и вариативных свойствах языка.

Так, общее, инвариантное можно рассматривать, проанализировав ядерные компоненты информационных моделей всех функциональных стилей, в связи с чем учащимся предлагаются задания: 1) Сравните информационные модели всех функциональных стилей; 2) Выделите основные компоненты в учебных моделях; 3) Составьте общую схему построения проанализированных моделей; 4) Как вы думаете, почему в информационных моделях три компонента, а в схеме четыре? 5) Имеет ли смысл информационная модель без конкретного текста? 6) Подберите два текста публицистического стиля и покажите, как в них отражаются общие черты, присущие всем публицистическим текстам.

Как видим, анализ начат с общего, инвариантного. Но его невозможно рассматривать без конкретного, вариативного материала. Но и в частном, текстовом материале заложены общие свойства, без рассмотрения которых невозможен анализ текста определенного стиля, типа, жанра. Поэтому на уроках необходимо приучить учащихся проявлять гибкость мышления, переходя от одного ряда явлений к другому.

Вариативность – это наиболее интересное свойство языка, так как именно оно является неисчерпаемым источником языкового богатства. Вариативное в языке можно рассматривать на разных уровнях. Например, богатые возможности для этого заложены в пунктуации. От постановки знаков препинания зачастую зависит и смысл, и стилистическая окраска предложений, употребляемых в тексте. Кстати, зачастую в школьной практике сам синтаксис изучается как синтаксис изолированных предложений, и это одна из грубых методических ошибок, приводящая к тому, что потом, на текстовом уровне, учащиеся не способны воспринять предложения, изученные изолированно, со всем комплексом их отношений, возникающих в тексте. Стилистические особенности предложений тем более необходимо рассматривать в тексте.

Итак, учащимся предлагается текст, в котором пропущены знаки препинания. Необходимо их расставить, обосновав свою точку зрения. Текст адресован учащимся девятого класса.

Пушкин

Вместе со стихами вошел в меня и образ самого поэта летний легкий как шум новорожденной листвы с певучей взвихренностью кудрей смеющийся дерзко-ребячливый образ человека который до чего ни дотронется все оживает начинает звучать переливаться звуками Он уравнивался в моем воображении с героями сказок которые могли делать все и воскрешать мертвых людей и отгадывать замысловатые загадки и ответно любить царевну Лебедь и пролететь в мгновенье ока по всему пространству тридевяти земель.

Гораздо позднее уже прочитав многие воспоминания о Сергее Есенине понял почему он по-мальчишески озорно и самозабвенно с затаенным поклонением в последние годы своей жизни так ревниво хотел походить на Пушкина. Ведь Пушкин нравственное начало нашей литературы. И Пушкин уже более столетия «дописывается» всей русской поэзией. В народном сознании почти уравнены эти понятия Россия Москва Пушкин. Потому что Пушкин это жизнь

Позже сколько бы раз я ни возвращался к нему столько раз я узнавал нового еще неведомого мне Пушкина. Пушкин моей юности совсем иной чем Пушкин моего детства. Теперь я узнавал печального много пережившего человека для которого слова «мыслить и страдать» стояли рядом Мой путь уныл Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море Но не хочу о други умирать я жить хочу чтоб мыслить и страдать И я постигал через Пушкина собственное предчувствие грядущего постигал предчувствие «собирания» собственного характера постигал что жить изменяться и сохранять в себе смысл себя прежнего первоначального

Я читал его стихи своим друзьям только что познакомясь и с гордостью говорил Это Пушкин Потом я восхищался Лермонтовым Есениным Блоком и Ахматовой и все-таки где-то за ними ощущался последний горизонт Пушкин Сейчас в зрелом возрасте мой Пушкин совсем другой чем раньше ничего сказочного ничего нечеловеческого пророческого чрезмерного Пушкин предания Пушкин сказки Пушкин пророк и романтик стал Пушкиным-человеком Не зря ведь Гоголь говорил что Пушкин это тот русский человек который должен явиться может быть через двести лет Может быть в этом одна из отгадок Пушкина мы видим в нем самих себя какими могли бы стать видим в нем самих себя лучших

Пушкин наша поэтическая родина В Пушкине гены всех наших последующих поэтов Его стихи «Няне» очень сродственны есенинским его «Я помню чудное мгновенье» написано по-блоковски в «Памятнике» угадивается суровая необходимость трибунного слова Маяковского… Он всех предугадал

Нет он писал наверно зная что завтра может быть напишет еще прекрасней и недостижимей!

После того, как учащиеся расставят знаки препинания, они начинают их комментарий. Спор обычно вызывает постановка знаков препинания в первом предложении («дерзко-ребячливый образ человека» – или «дерзко-ребячливый, образ человека»), в предложении, с которого начинается второй абзац («Гораздо позднее уже, прочитав…» или «Гораздо позднее, уже прочитав…») и т.п. Учитель предлагает пронаблюдать, как от постановки запятой меняется смысл предложения. Подобные задания при изучении пунктуации формируют представления о вариативности знаков препинания, о правомерности той или иной постановки, в зависимости от оттенка значения, смысла предложения, включенного в текст.

При этом вполне приемлемо понятие «пунктуационная правильность». Работая над постановкой знаков препинания в тексте, учитель предлагает учащимся изучить понятие «пунктуационная правильность» по учебному словарю терминов культуры речи.

После знакомства с указанным термином предлагается ответить на вопрос: «Как соотнести пунктуационную правильность с различием в постановке знаков препинания?» Отвечая на вопрос, учащиеся должны будут сделать вывод о том, что постановка знаков препинания обусловлена целесообразностью. А это также одно из коммуникативных качеств речи.

Задания на корректирование ошибок, нарушающих, предположим, нормы культуры речи, также формируют системные представления о языке, необходимые при обучении речевой деятельности. Например, ошибки, нарушающие чистоту речи, появляются в результате нарушений условий реализации данного коммуникативного качества, а также в связи с незнанием особенностей функционирования языковых средств, обусловленных действием чистоты речи. При анализе ошибок указываются причины их появления, отразившиеся в классификации, а также в образцах разбора.

Опираясь на указанные параметры, представленные в информационной модели чистоты речи, учащимся предлагают откорректировать речевые ошибки, указав на причины их появления и расклассифицировав их.

Упражнение.

Затем, проанализировав понятие «рецензия», учащиеся знакомятся с двумя информационными моделями, описывающими рецензию как жанр с разных позиций.

Рецензия

на научно-популярную книгу

Учебная модель рецензии как произведения научно-популярного стиля