logo search
138___4

§ 10. Орфография.

Упражнение 49. «Заря, зарница…»

1) Текст художественный. Почему?

2) Найдите языковые средства, характерные для художественного высказывания. (Конкретные слова, придающие конкретность художественному описанию. Сравнения, которые делают речь образной. Употребление глаголов настоящего времени вместо прошедшего).

3) Как связаны между собой абзацы? (В первом абзаце употреблены два слова (заря и зарница), которые называют явления природы. Далее – во втором и третьем абзацах – рассказывается о заре, в четвертом абзаце говорится о зарнице. Таким образом, в последующих абзацах раскрывается тема, которая кратко сформулирована в первом абзаце).

Упражнение 53. Разговор деревьев.

1) Текст художественный. Докажите. (В нем автор рисует живую картину, рассказывает о жизни деревьев).

2) Найдите конкретные слова, которые делают описание более конкретным, ощутимым. (Почки, капля, деревья, ягоды и т.д.).

3) Найдите слова с переносным значением, делающие текст более образным. (Хвостик, клювик, деревья начинают шептаться и т.д.).

4) Текст эмоциональный. Это достигается, во-первых, за счет описания чувств, переживаний, воспоминаний автора. Укажите на предложения, в которых наиболее выразилось авторское «я». Во-вторых, эмоциональность создается за счет слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отметьте их. (Хвостики, клювики, осинка, полянка, свечка, веточка). Произведите словообразовательный анализ указанных слов. При помощи какой части слова создается эмоциональность?

5) В какой форме употребляются глаголы. Почему?

6) Охарактеризуйте синтаксические конструкции, свойственные этому художественному тексту.