logo search
138___4

III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :

1) объединение сочинения и подчинения: Когда мы приехали домой, и нас ждала мама (чеч.);

2) не соответствующее норме употребление инфинитивного придаточного предложения: Его послали в геологическую разведку, чтобы просмотреть горную породу (чеч.);

3) мнимо логические ошибки в построении сложноподчиненных предложений: Утро было холодным, потому что был большой снег (чеч.);

4) ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточным определительным: Мы прошли в комнату с подругой, которая находилась рядом с кухней (чеч.): Первый текст написан в научном стиле, для которого характерна подчеркнутая логичность, доказательность, точность (чеч.);

5) объединение однородной связью придаточного определительного и причастного оборота: Данный текст выполняет информативную функцию, в отличие от второго текста, написанного в художественном стиле и который выполняет эстетическую функцию (чеч.);

6) ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Мой отец меня предупредил, чтоб хорошо учиться (чеч.);

7) ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточными времени: Как мы вернулись из похода, нас дома ждало веселье (чеч.);

8) ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточными цели: Его послали туда, чтобы закончить начатую им работу (чеч.);

9) отнесение придаточного обстоятельственного предложения не ко всему главному предложению в целом, а к одному из его членов: Он был дома в шесть часов, когда мы приехали домой (чеч.);

10) ошибки в конструировании сложноподчиненных предложений усложненной структуры: Я так испугалась, когда поздно возвращалась домой, так как навстречу шли громадные фигуры, но потом успокоилась, узнав, что один из них – мой брат (чеч.).

Стилистические ошибки

Как мы писали уже в первом параграфе данной главы, значение термина «стилистические ошибки» до сих пор понимается неоднозначно. Определение этого понятия целиком зависит от того, как трактуется сам предмет стилистики и вслед за этим – стилистические нормы. До сегодняшнего дня они как особая категория в национальной школе не рассматриваются. Вопрос о стилистических ошибках, их классификации и предупреждении в речи школьников остается одним из актуальных вопросов методики преподавания языка, даже в некотором роде нерешенной проблемой.

В методических целях мы разработали классификацию стилистических ошибок, в основе которой лежит разграничение двух лингвистических стилистик: стилистики ресурсов и функциональной стилистики.

Классификация стилистических ошибок