logo
макет-диалектология

Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени

В русском литературном языке многие глаголы настоящего времени при образовании личных форм имеют чередования согласных в основе: [к], [г] с [ч], [ж] (пеку/печёт, берегу/бережёт); переднеязычных свистящих [с], [з] с [ш], [ж] (просит/прошу, возит/вожу); взрывных переднеязычных [т], [д] с [ч], [ж] (коптит/копчу, водит/вожу); губных [б], [п], [м] и губно-зубного [в] с сочетанием их с мягким [л’] (любить/люблю, копить/коплю, отломить/отломлю, ловить/ловлю) и др. Данные чередования были вызваны или 1-й палатализацией (см. 1 пример), или влиянием j на согласные по закону слоговой гармонии в разные периоды праславянского языка.

В русских народных говорах наблюдаются процессы выравнивания основы в спрягаемых формах путём устранения чередования. Чередования заднеязычных согласных с шипящими отмечено в среднерусских переходных говорах (новгородских и московских). Чередование заднеязычных согласных с мягкими заднеязычными согласными (пеку/пекёт) свойственно многим говорам. Из воронежских диалектов: пасту'х ст’ир’иγ’о'т’ каро'w у ста'д’и; афцу' пъстр’иγ’о'ш и шэрст’ бу'д’а; талк’о'м у сту'п’ь и по'скън’ и п’ин’ку' (Березняги). Полное отсутствие чередования (пеку/пекот) наблюдается в северо-восточных говорах. По характеру основы глагола лечь севернорусское наречие противопоставляется южнорусскому: на севере выравнивание основы происходит по 1-му лицу (лягу, легешь, легет), а на юге – по 2-му и 3-му (ляжу, ляжешь, ляжет).

В севернорусских говорах глаголы типа дремать, щипать, сыпать имеют л-эпентетикум во всех спрягаемых формах (сыплю, сыплешь, сыплет), а в южнорусском наречии и в среднерусских акающих говорах л-эпентетикум имеется только в формах 1-го лица единственного числа (сыплю, сыпит, сыпишь), как у глаголов 2 спряжения (люблю, любишь, любит; куплю, купишь, купит).

Отсутствие чередования в глаголах 2 спряжения (любю, любишь, любит; коптю, коптишь, коптит; просю, просишь, просит) встречается в юго-западных говорах и в говорах Рязанской Мещеры.

Таким образом, чередования согласных в глаголах настоящего и будущего простого времени, свойственные русскому литературному языку, в русских народных говорах могут выглядеть по-иному или вовсе отсутствовать.

В русских народных говорах возможен также процесс взаимодействия между основами настоящего и прошедшего времени. С.В. Бромлей выделяет несколько формообразовательных разрядов по соотношению основ настоящего и будущего простого времени в диалектном языке. Одни из них полностью совпадают с разрядами в литературном языке и не испытывают видоизменений в диалектах (играл – играют, нёс – несут, жил – живут, стоял – стоят и т.д.). Другие подвергаются изменениям, смысл которых заключается в выравнивании основ настоящего и прошедшего времени.

Например, в литературном языке от глагола тереть форма настоящего времени имеет основу без гласного (тру, трешь и т.д.), а в основе прошедшего времени есть гласный (тёр, тёрла, тёрли). В результате взаимодействия основ настоящего и прошедшего времени в говорах возникают формы: теру, терешь.

В литературном языке у глагола давать в основе настоящего времени нет суффикса -ВА (даю, даёшь), а в основе прошедшего времени он есть (давал, давали). В связи с выравниванием основ настоящего и прошедшего времени возникают формы настоящего времени: даваю, давает.

Такого же происхождения глагольные формы в русских народных говорах типа ездил – ездиют, пел – пеют, требовал – требовают, пользовался – пользоваюсь, и наоборот: пробуют – пробал, жмут – жмал, пользуюсь – пользался и т.д.

Мы рассмотрели диалектные особенности форм настоящего времени.