logo
макет-диалектология

Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах

Теоретические вопросы

1. Какие элементы консонантной системы являются общими во всех формах существования русского национального языка?

2. По каким параметрам согласные звуки могут иметь различия в пределах самих диалектных систем и по сравнению с литературным языком?

3. Приведите примеры отличий в количестве согласных в диалектах и литературном языке.

4. Какие согласные звуки русских диалектов могут отличаться от литературных эквивалентов по качеству произношения?

5. Какие отличия от литературного языка наблюдаются в русских диалектах в плане ассимиляции и диссимиляции согласных?

6. Назовите противопоставленные диалектные различия в области согласных, характеризующих севернорусское и южнорусское наречие.

Практические задания

Задание 1. Чем отличаются друг от друга следующие слова: [гот] и [γот], [гус’] и [γус’], [ваго'н] и [ваγо'н], [л’агу'шка] и [л’аγу'шка], [ого'н’] и [аγо'н’], [гр’ибы'] и [γр’ибы'].

Задание 2. Как объяснить наличие вариантов согласных в позиции оглушения в следующих словах: [друк] и [друх], [врак] и [врах], [лук] и [лух], [поро'к] и [паро'х], [крук] и [крух].

Задание 3. Какой согласный передаётся в диалектной транскрипции следующими значками: [w], [ў], [у], [х], [в], [ф]. Приведите примеры на каждый случай.

Задание 4. После крещения Руси людям стали присваивать латинские, греческие и древнееврейские календарные имена, фонетическая оформленность которых противоречила славянской фонетической системе. Как объяснить освоение восточными славянами следующих заимствованных имён: Стефан – Степан, Иосиф – Осип, Прокофий – Прокопий, Астафий – Остап, Феврония – Хавронья, Агафон - Гапон.

Задание 5. Приведите примеры всех возможных замен фонемы [ф] в русских народных говорах.

Задание 6. Каким говорам севернорусского и южнорусского наречия свойствен [l], который в конце слова и в положении перед согласным произносится как [ў].

Задание 7.Определите, в каких случаях [ў] стоит на месте [в], а в каких – на месте [l]: воўк, во'ўка, о'ўцы, ўто'рн’ик, па'ўка, поўк, быў, бы'ўшый, заў, за'ўтра.

Задание 8. Назовите диалектные явления в сфере употребления [j] и укажите территорию их распространения: краснаа, хорошаа, добруу, лаэт, добываат, думуут, лаат, лат, пускат, думут, красна.

Задание 9. Почему в следующих словах никогда не происходит утраты [j] в интервокальном положении: моjа', своjа', стоjа'т, вдвоjо'м, в’jут, боjа'цца, угол’jо'.

Задание 10. Посмотрите карты № 45-47 Диалектологического атласа и определите территорию распространения мягкого цоканья, твёрдого цоканья, мягкого чоканья, твёрдого чоканья, а также территорию различения [ч] и [ц].

Задание 11. Посмотрите карты № 48- 52 Диалектологического атласа и определите территорию распространения мягких и твёрдых шипящих, а также территорию соответствий в русских диалектах долгим шипящим.

Задание 12. Определите явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам и укажите территорию их распространения: онна', нан’н’е', м’е'нный; о'мморок, омморо'з’илс’а, омм’е'н; ско'л’к’а, сва'н’к’ий (карты № 66-67), пъдал’х’о'й; до'хтър, хпе'чкь, хканба'йну.

Задание 13. Определите диалектную особенность в следующих словах и укажите территорию её распространения (т. 2, карты № 68-69): но'ч’т’а, но'д’и, ру'т’и, вбо'ч’т’и, т’е'пка.

Текст 1