Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
Каждый студент получает незнакомый затранскрибированный диалектный текст, самостоятельно его анализирует по схеме (см. Приложение 5), определяет отнесенность текста к наречию и группе говоров, а во время индивидуальных консультаций доказывает это по фонетическим, морфологическим, синтаксическим и лексическим особенностям.
Задание выполняется как домашняя контрольная работа после 6-го практического занятия. На практических занятиях (4-6) к этому времени уже отработана технология анализа и системы аргументации при определении принадлежности текста к той или иной территориальной единице диалектного языка.
Ответ студента должен состоять из двух частей:
1) определение принадлежности к наречию или к среднерусским переходным говорам по основным чертам: предударному вокализму после твёрдых согласных; качеству согласного [г]; твёрдому или мягкому [т] в глаголах 3-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего простого времени;
2) развёрнутый анализ диалектного текста по схеме (см. Приложение 5) и определение принадлежности его к группе говоров.
Тексты подбираются из существующих учебных пособий по русской диалектологии.
Ниже предлагается 33 варианта по:
Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии. – М., 1986.
Вар-т | Стр. | Текст | Вар-т | Стр. | Текст | Вар-т | Стр. | Текст |
1 | 52 | 1 | 12 | 121 | 323 | 23 | 162 | 395 |
2 | 52 | 3 | 13 | 134 | 367 | 24 | 164 | 396 |
3 | 63 | 181 | 14 | 135 | 369 | 25 | 165 | 397 / 1 |
4 | 63 | 182 | 15 | 146 | 386 | 26 | 166 | 397 / 2 |
5 | 64 | 183 | 16 | 148 | 387 | 27 | 167 | 398 / 1 |
6 | 66 | 184 | 17 | 150 | 388 | 28 | 168 | 398 / 2 |
7 | 67 | 185 | 18 | 152 | 389 | 29 | 170 | 1 |
8 | 76 | 200 | 19 | 154 | 390 | 30 | 170 | 2 |
9 | 86 | 224 | 20 | 156 | 391 | 31 | 171 | 3 |
10 | 87 | 226 | 21 | 157 | 392 | 32 | 172 | 3 |
11 | 102 | 270 | 22 | 160 | 394 | 33 | 173 | 1 |
Практическое занятие № 18
Конференция на тему
«РАБОТА УЧИТЕЛЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»
Темы для рефератов-докладов
1. Общие положения о работе учителя-словесника в условиях диалектного окружения.
Литература:
Текучев А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М., 1974.
Чернышев В.И. В защиту русского слова. Избранные труды. – Т. II. – М., 1970.
2. Интерферирующиеся явления родного говора в области ударного вокализма.
Литература:
Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.
Кудинова Р.В. Обучение фонетике в условиях воронежского диалектного окружения. – Воронеж, 1988.
3. Трудности усвоения предударного вокализма литературного языка.
Литература:
Богачева Р.Ф. О преодолении умеренного яканья в речи учащихся. РЯШ, 1967, № 3.
Херольянц Р.В. Диссимилятивное аканье в речи учащихся и путях его устранения. РЯШ, 1978, № 3.
Кудинова Р.В. Указ. работа
4. Отражение диалектного консонантизма в речи учащихся.
Литература:
Пеньковский А.Б. Лингвистическое обоснование приемов устранения диалектного «г» в речи учащихся. РЯШ, 1967. – № 3.
Моисеев В.А. Ошибки, вызванные твердым произношением / Щ, РЯШ, 1978. – № 3.
5. Ошибки, связанные с колебаниями рода имен существительных.
Литература:
Ващенко А.К. Об изучении категории рода имен существительных в южновеликоруусских условиях. – РЯШ, 1967, № 3.
6. Морфологические диалектные ошибки, связанные с изменением форм слова.
Литература:
Рахманина В.И. Диалектные в местоимениях, существительных. – РЯШ, 1971. – № 3.
Шейнина Е.П. Работа над диалектными ошибками учащихся. – М., 1963.
7. Диалектные синтаксические ошибки в речи учащихся.
Литература:
Собинникова В.И., Фетисова К.М. Диалектные синтаксические ошибки устной и письменной речи учащихся в условиях Воронежской области. В сб.: В помощь учителю русского языка. – Воронеж, 1960.
II часть занятия – знакомство с сочинениями учащихся из сельских школ с заданием: определить диалектные ошибки и правильно квалифицировать их.
Сочинения прилагаются.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением