logo
макет-диалектология

Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)

Каждый студент получает незнакомый затранскрибированный диалектный текст, самостоятельно его анализирует по схеме (см. Приложение 5), определяет отнесенность текста к наречию и группе говоров, а во время индивидуальных консультаций доказывает это по фонетическим, морфологическим, синтаксическим и лексическим особенностям.

Задание выполняется как домашняя контрольная работа после 6-го практического занятия. На практических занятиях (4-6) к этому времени уже отработана технология анализа и системы аргументации при определении принадлежности текста к той или иной территориальной единице диалектного языка.

Ответ студента должен состоять из двух частей:

1) определение принадлежности к наречию или к среднерусским переходным говорам по основным чертам: предударному вокализму после твёрдых согласных; качеству согласного [г]; твёрдому или мягкому [т] в глаголах 3-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего простого времени;

2) развёрнутый анализ диалектного текста по схеме (см. Приложение 5) и определение принадлежности его к группе говоров.

Тексты подбираются из существующих учебных пособий по русской диалектологии.

Ниже предлагается 33 варианта по:

Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии. – М., 1986.

Вар-т

Стр.

Текст

Вар-т

Стр.

Текст

Вар-т

Стр.

Текст

1

52

1

12

121

323

23

162

395

2

52

3

13

134

367

24

164

396

3

63

181

14

135

369

25

165

397 / 1

4

63

182

15

146

386

26

166

397 / 2

5

64

183

16

148

387

27

167

398 / 1

6

66

184

17

150

388

28

168

398 / 2

7

67

185

18

152

389

29

170

1

8

76

200

19

154

390

30

170

2

9

86

224

20

156

391

31

171

3

10

87

226

21

157

392

32

172

3

11

102

270

22

160

394

33

173

1

Практическое занятие № 18

Конференция на тему

«РАБОТА УЧИТЕЛЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

Темы для рефератов-докладов

1. Общие положения о работе учителя-словесника в условиях диалектного окружения.

Литература:

Текучев А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М., 1974.

Чернышев В.И. В защиту русского слова. Избранные труды. – Т. II. – М., 1970.

2. Интерферирующиеся явления родного говора в области ударного вокализма.

Литература:

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.

Кудинова Р.В. Обучение фонетике в условиях воронежского диалектного окружения. – Воронеж, 1988.

3. Трудности усвоения предударного вокализма литературного языка.

Литература:

Богачева Р.Ф. О преодолении умеренного яканья в речи учащихся. РЯШ, 1967, № 3.

Херольянц Р.В. Диссимилятивное аканье в речи учащихся и путях его устранения. РЯШ, 1978, № 3.

Кудинова Р.В. Указ. работа

4. Отражение диалектного консонантизма в речи учащихся.

Литература:

Пеньковский А.Б. Лингвистическое обоснование приемов устранения диалектного «г» в речи учащихся. РЯШ, 1967. – № 3.

Моисеев В.А. Ошибки, вызванные твердым произношением / Щ, РЯШ, 1978. – № 3.

5. Ошибки, связанные с колебаниями рода имен существительных.

Литература:

Ващенко А.К. Об изучении категории рода имен существительных в южновеликоруусских условиях. – РЯШ, 1967, № 3.

6. Морфологические диалектные ошибки, связанные с изменением форм слова.

Литература:

Рахманина В.И. Диалектные в местоимениях, существительных. – РЯШ, 1971. – № 3.

Шейнина Е.П. Работа над диалектными ошибками учащихся. – М., 1963.

7. Диалектные синтаксические ошибки в речи учащихся.

Литература:

Собинникова В.И., Фетисова К.М. Диалектные синтаксические ошибки устной и письменной речи учащихся в условиях Воронежской области. В сб.: В помощь учителю русского языка. – Воронеж, 1960.

II часть занятия – знакомство с сочинениями учащихся из сельских школ с заданием: определить диалектные ошибки и правильно квалифицировать их.

Сочинения прилагаются.