logo
макет-диалектология

Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста

Текст для чтения и анализа:

[ jа пʼе'рва фподы'збʼицу схожу' // хозʼа'йка умʼенʼа' схоро'нʼьна вогра'д’е ввʼерʼе'тʼjе / вот фто'йе въскрʼесʼе'нʼjе jа туда' пʼешко'м и ходʼи'л // дошо'ццы нʼичʼево' / атам фчʼа'йнъй чʼайку' попʼи'фша // умʼенʼи' два сы'на жывы'х / одʼи'н умʼо'рша // jа вам дʼьрʼевʼе'нʼскъва хлʼе'ба отрʼе'жу // на'даъ пъросʼо'нку нʼе'сʼ и jе'йу нʼе'скʼим // нʼевʼе'ска нʼичʼево' / дъ нʼьвоздʼе'ржъна / бу'дʼьт убʼижа'цца // вот пъдобра'лъсʼ кмукʼи' и нагрʼе'зʼилъсʼ // вот и гром грымʼи'т / мо'жа до'жжычʼьк пры'снʼит // уболʼjо'ш ты jе'йу / убварʼи'ш // карто'вʼину ръстоло'к / ка'шы пъварʼи'м / вот и пъкормлʼу' jеjу' / або'лʼе мнʼе тру'дна / годо'ф-таъ мнʼе мно'га / но'гʼи нʼьхо'дʼут // jона' кофсʼи'м идʼо'т // на'даъ влʼу'лʼку класʼ / лу'чʼчʼи уснʼо'т // у мʼенʼа' пъробо'тъна о'къл о'зʼьра / бо'лʼшънʼкъйтаъ нʼичʼо'ва / а утово' вытʼ худа'йа // другʼи' ръбʼату'гʼи jедʼа'- jедʼа' и фсʼо нʼи наjи'сʼcʼа // мнʼе и до'чʼкʼи прʼинʼосу'т коко'рку // ну а топʼе'рʼ jа уддохну' // так и кладу'т копна'м // мʼи'ша / пътсоблʼа'й и ты / спʼитуха'м и ску'рʼицъм наму'чʼисʼcʼа / вот скотʼи'нʼина jи'сʼ // jа до'сулʼ одʼи'н рас был вру'сы здрова'м / сып как хош // сʼtрʼо'жа / по'лно паха'тʼ ]

Запись сделана В. И. Чагишевой в д.Замленье Мстинского района Новгородской обл. [Горшкова, Хмелевская: 171]

Вопросы для анализа текста15.

Фонетика

  1. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?

  2. Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.

  3. Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?

  4. Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.

Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?

Морфология

Имя существительное.

  1. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?

  2. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?

  3. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.

Местоимения и прилагательные

Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.

Глагол

Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.

Синтаксис

Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.

Лексика

Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.

Вывод

К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?