II. Теоретические вопросы.
Предмет и задачи диалектологии. Определение терминов «говор», «группа говоров», «наречие», «диалект».
Понятие о диалектном языке. Основные различия между диалектным и литературным языками.
Понятие о социальных и территориальных диалектах. Описательный (синхронный) и исторический (диахронный) аспект исследований.
Первое диалектное членение русского языка. Карта 1915 г., принципы нового диалектного членения.
Новая группировка РНГ (карта 1964–1965 гг.).
Северновеликорусское наречие, территория распространения, основные черты, группировка северновеликорусского наречия.
Южновеликорусское наречие, территория распространения, основные черты, группировка южновеликорусского наречия.
Среднепереходные говоры. История их формирования. Современное членение.
Диалектные особенности в произношении гласных звуков под ударением.
Вокализм первого предударного слога как одна из главных противопоставительных черт северновеликорусского и южновеликорусского наречий. Оканье и аканье, их типы, определение, примеры.
Гласные первого предударного слога после мягких согласных. Определение еканье, ёканья, иканья, яканья и его разновидностей.
Диалектные различия в области согласных звуков.
Диалектные особенности имени существительного (различие в категориях рода, числа, склонения – распределение по типам).
Диалектные особенности имени существительного (ед. и мн. число).
Диалектные особенности в склонении и функционировании имени прилагательного.
Диалектные формы личных и возвратных местоимений.
Глагол в русском народном говоре. Особенности оформления инфинитива. Особенности в образовании форм настоящего и будущего простого времени.
Формы прошедшего и будущего времени глагола. Диалектные формы возвратных глаголов.
Диалектные особенности причастий и деепричастий.
Диалектные особенности в построении двусоставных предложений (особенности выражения сказуемого, согласования сказуемого с подлежащим).
Диалектные особенности в построении безличных предложений.
Диалектные особенности в построении предложно-падежных сочетаний.
Диалектная лексика. Основные типы противопоставления диалектных различий.
Характеристика важнейших диалектных словарей.
Работа учителя в условиях диалектного окружения.
Основные сведения из истории русской диалектологии.
Приложение 1.
Справочные материалы к занятиям. Рекомендации для преподавателя.
Занятие 1.Материалы к прослушанному севернорусскому диалектному тексту.
Анализ вопросов ведущего.
Вопрос | Цель вопросов |
А кто ходил смотреть? (Отец да матка, тётка, дяди) | выявление лексики со значением родственых отношений |
А это прúданое называется, да? (Да, прида́ное) | выявление названия определённой реалии |
Это еще не свадьба? | выявление сюжета |
Ну а молодые-то знакомы в это время? | на поддержание беседы |
А как она заплачет? Ну как запричитает? А словами? Или как? | семантизация слова |
А кто ее слушает, только родные? | выявление лексики темат. группы |
А что, ждали вас там, что придут смотреть? | на поддержание беседы |
Там уж и пироги готовы? | на поддержание беседы |
Значит мачеха, да? | на выявление названия неродной матери |
А отец не женился? Тетка ближе была, да? | на поддержание беседы |
Скажите мне, кто это божатка? Божатка? Это значит божатка? А крестную божаткой не зовут?
| семантизация слова |
2.Анализ севернорусского текста со слуха (с аудиокассеты).
Ударный вокализм в севернорусском аудиотексте.
1. [ê] [ô] –отчётливо только в одном слове: здêлана (Сва́д’ба здêлана); в словах под’елал’ис’, м’есто, вм’есто, д’éўка звучит [е], как в литературном языке;
2. ѣ – перед мягкими согласными [и]: погл’ед’úл’и, зд’úлал’и, соўс’úм, гл’ед’úт’;
3. [е] →[о]: т’отка, фс’о, пр’ид’от, кр’осна, н’е оддаjóм;
4. Смешение этимологических [а] и [о] – нет соответствующих лексем; пиво варить не показательно, так как [а] находится в безударном положении;
[а] →[е] между мягкими согласными: вз’éл’и (вместо сына).
Предударный вокализм после тёрдых согласных: подру́шк’и, корм’и́л’ец, доброхо́т, оддава́ете, молоды́е, подошlа.́
Предударный вокализм после мягких согласных: зар’ев’е́ла, гл’ед’и́т’, нас’ер’ед’е, кр’ес’т’и́л’и.
Характеристика согласных
[г] | [в] | [ц] и [ч] | [л] | [j] |
|
подгото́в’ил’и году
| Пирогоў Пирогоw фс’о | оц’у'т’ и оц’у' с’естра' | Жен’и́ўс’а н’е буℓо
| кр’о'сна |
|
Лексика: ско́пят ‘соберут’, пиво варить, заприцитает, под окном густо ‘много’, мамка, матка, божатка ‘тётя’, житьё, ху́дое, доброхот, заревела, изба.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением