logo
макет-диалектология

Судьба звука [ф] в русских народных говорах

С качеством звука [в] тесно связана судьба [ф] в русских народных говорах.

В славянской системе этот звук заимствованный. Он попал в язык славян вместе с заимствованной лексикой: фимиам, порфира, кафедра, анафема, в именах Феодор, Фома, Евстафий и т.п.

Славянская звуковая система сопротивлялась вторжению в нее нового звука, поэтому во многих греческих и латинских словах он заменен согласными П или Т : Степан, парус, театр, атеизм.

Новый звук прививался постепенно, и его усвоение легче происходило на тех территориях, где звук [в] имел губно-зубное образование, так как [ф] тоже губно-зубного образования. Но в тех говорах, которые имели [в] билабиальный, звук [ф] так и не привился, и до сих пор заменяется звуком [х] (перед [у], согласным или в конце слова), сочетанием [хв], [хф] или сочетанием [кв] (перед гласным), редко согласным [к] (перед [у]): А[х]рика, ту[х]ли, каро[х], тор[х], [х]унт; [хв]онарь, о[хв]ицер, [хф]амилия, [кВ]асоль; [к]у[хв]айка.

Методическая задача. Р.В. Кудинова советует выполнить ряд упражнений для привития навыка произношения [ф]. В дополнение к школьному учебнику она предлагает дать учащимся список слов, начинающихся звуком [ф] и советует расставить их по алфавиту в соответствии со 2 и 3-й буквой при изучении темы «Алфавит». На уроке развития речи можно дать задание составить небольшой рассказ, используя слова офицер, форма, фуражка, флаг, факты, фланг и т. п.

Наличие/отсутствие [ф] в говоре не является противопоставленной чертой между севером и югом.