III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Для сложного предложения в русских народных говорах характерны слабые и неустойчивые средства связи между частями сложного предложения и совмещение сочинительных средств связи с подчинительными.
Большую роль в разработке диалектного синтаксиса сложного предложения сыграли труды воронежского учёного В.И. Собинниковой, которая произвела большую научную работу по обобщению диалектных синтаксических особенностей южнорусского наречия, в частности говоров Воронежской области. Ею опубликованы две монографии, посвящённые исследованию простого и сложного предложения. Данный раздел синтаксиса написан в основном с опорой на труды В.И. Собинниковой.
1. В своей монографии «Строение сложного предложения в народных говорах» В.И. Собинникова описывает разные примеры паратаксиса. Она говорит о том, что в диалектах встречаются предложения, в которых одна часть характеризует предмет, а вторая сообщает дополнительные сведения о нем: У мене диверь, мужнин брат, и он там в Воронеже живеть. Из какого дома брат вышел, и мы такой построили.
2. Сочинительные конструкции древнее подчинительных. Последние появились на основе первых, что отражается в русских народных говорах, так как сложные предложения в диалекте чаще всего сочетают признаки сочинения и подчинения. В диалектах отражён один из этапов формирования сложноподчинённого предложения, а именно: совмещение подчинительных и сочинительных средств связей в структуре одного предложения.
Совмещение подчинительных средств связи с сочинительными можно встретить и на уроках русского языка в школе. Дети иногда пишут: А когда спектакль кончился, и мы поехали домой. Здесь присутствуют два взаимоисключающих средства связи: и сочинения (союз и), и подчинения (союзное слово когда). Учитель при этом часто теряется, не знает, как объяснить такие структуры и как научить детей не допускать таких синтаксических погрешностей в их письменной и устной речи. Выход простой: оставить только одно средство связи. В зависимости от этого предложение получается или сложносочинённым (Спектакль кончился, и мы поехали домой), или сложноподчинённым (А когда спектакль кончился, мы поехали домой).
3. Многозначность союзов. Сложноподчиненное предложение в диалектах характеризуется многозначностью союзов и союзных слов. К таким средствам относятся союзы КАК и ЧТО.
Например, союз КАК используется:
в сравнительных конструкциях: Рассада погибла, как и в прошлом году;
в условных придаточных предложениях: Как поможешь, так и успею (как = если);
в придаточных предложениях времени: Как дождь кончится, в город поеду (как = когда);
в придаточных предложениях причины: Ведь я-то не напишу, как я неграмотна (как = потому что).
Союз ЧТО используется в придаточных предложениях с изъяснительным значением, как и в литературном языке: Вчара сказали, што деньγи будуть давать. Кроме того, он может присоединять к главному придаточное предложение причины: Ему надо ходить, да вот не пускаю, что грязно (что = потому что).
4. Многосоюзие. Некоторые придаточные предложения присоединяются к главному с помощью не одного союза, а нескольких. В диалектном синтаксисе сложноподчинённого предложения может наблюдаться многосоюзие, например, придаточные условия могут присоединяться к главному с помощью союзов ЕСЛИ, ЕЛИ, ЛЕЛИ, ЛЕСЛИ, БУДЕ и др.: Лели корову не продашь, я с тобой жить не буду. Это свидетельствует о неустойчивости средств связи в диалектном синтаксисе.
5. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Заслуживают особого внимания сложноподчинённые предложения с придаточным определительным в русских народных говорах. Прежде всего следует отметить, что в диалектах придаточные определительные по отношению к главному предложению находятся не в постпозиции, как в литературном языке, а в препозиции: Какие семена ты мне дала, они не взошли. Такое явление отмечено и на севере, и на юге. Но по характеру союзного слова в придаточных предложениях определительных севернорусское наречие противопоставляется южнорусскому. На севере употребляется союзное слово КОТОРЫЙ, а на юге - КАКОЙ: Который дом на конце села, там мой брат живёт; Какие с наседкою, так энти дикие.
Вопросы для самопроверки
По каким синтаксическим особенностям простого и сложного предложения противопоставляются севернорусское и южнорусское наречия?
В каких говорах сочетание числительного с существительным производится по способу согласования?
Чем объяснить большинство отличий в функционировании предложно-падежных форм в говорах южнорусского наречия?
Какой процесс сейчас происходит в некоторых говорах в области функционирования страдательных причастий?
Какое значение имеют деепричастные формы в роли сказуемого?
Какие способы выражения субъекта действия в пассивных конструкциях наблюдаются в говорах севернорусского наречия?
По какому принципу формируется вариативность постпозитивной усилительной частицы -ТО в русских народных говорах?
Чем характеризуется сложное предложение в русских народных говорах в отношении средств связи?
Какой порядок следования частей в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными отмечается в диалектах?
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Аванесов Р.И., Бромлей С.В., Булатова Л.И. и др. Русская диалектология / Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой. – М.: «Наука», 1965. – С. 173-200.
Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др./ Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 179-202.
Русская диалектология. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина и др./ Под ред. В.В.Колесова. – 3-е издание – М.:, 2006. - С. 187-218.
Русская диалектология / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др. / Под ред. П.С. Кузнецова. – Учебное пособие для пединститутов по спец. 2101 «Русский язык и литература». - М.: «Просвещение», 1973. (с. 177-200).
Герд А.С., Ивашко Л.А., Капорулина Л.В. и др. Русская диалектология / Под ред. Н.А. Мещерского. - М.: «Высшая школа», 1972.- С. 207-261.
Дополнительная
Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 2. Морфология / Под ред. Р.И. Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№.
Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 115-132.
Собинникова В.И. Строение сложного предложения в народных говорах (по материалам говоров Гремяченского района Воронежской области). – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1958. – 174 с.
Собинникова В.И. Простое предложение в русских народных говорах (по материалам говоров Воронежской области). - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1961. – 297 с.
Для обязательного конспектирования
Собинникова В.И., Фетисова К.М. Диалектные синтаксические ошибки устной и письменной речи учащихся в условиях Воронежской области. В сб.: В помощь учителю русского языка. – Воронеж, 1960.
ЛЕКСИКА
Лекция № 10
ЛЕКСИКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРОВ
План
1. Характеристика диалектной лексики по составу:
а) общеупотребительная лексика;
б) лексика, территориально ограниченная, но известная литературному языку;
в) разговорная и просторечная лексика;
г) собственно диалектная лексика.
Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия в лексике. Двучленные и многочленные противопоставленные диалектные ряды. Лексика севернорусского и южнорусского наречий.
Типы противопоставленных диалектных различий.
Тематические группы диалектных слов.
Внутрисистемные отношения в лексике:
а) полисемия в диалектной лексике;
б) дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора;
в) омонимы;
г) антонимы в диалектах.
Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне.
Диалектные словари.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением