logo
макет-диалектология

Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста

Текст для чтения и анализа

[ пʼе'сʼнʼи ира'лʼи / плʼаса'лʼи // двары' бы'лʼи балʼшы'и // во'ўцы асо'ба / заку'ткʼи бы'лʼи // ры'а / там мало'тʼутʼ // анба'р двухʼита'жнъй был ура'ха /ухрʼисʼjа'н нʼе'бы'лъ // мълатʼи'лʼи нътака'х // свʼа'слы / снапы' вʼа'жутʼ // jа'сныйь палʼа'нъ атʼмʼе'ннайь атфсʼе'х дʼьрʼивʼе'нʼ // э'тъ jа'сныйь палʼа'нъ / аэ'нтъ jа'сʼинкʼи // пʼи'шытʼ / дочʼ прʼи ба'нкʼь тʼипʼʼе'рʼичʼь / сын сʼьклʼита'рʼ // плʼимʼе'нʼнʼик аста'лсʼи // ла'птʼи плʼилʼи' // лы'ку усаку' бʼару'тʼ // испʼинʼо'к вʼирʼо'ўкʼи вʼjу'тʼ // пайдʼо'м / карто'шкʼи сво'рʼим // чʼасно'к / jаму' адна' зва'нʼjа // сърахва'ны насʼи'лʼи панʼо'вы / jу'пкʼи такʼи'йа / сваво' издʼе'лʼjа / халсʼтʼи'нныи / зънавʼе'скʼи такʼи'йа рашшы'тыи / папро'стыму хва'ртукʼи ]

Запись Е. А. Комшиловой в с.

Ясная Поляна Тульской обл.

[Горшкова, Хмелевская: 30]

Фонетика

  1. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?

  2. Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.

  3. Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?

  4. Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.

Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?

Морфология

Имя существительное.

  1. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?

  2. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?

  3. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.

Местоимения и прилагательные

Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.

Глагол

Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.

Синтаксис

Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.

Лексика

Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.

Вывод

К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?