logo
макет-диалектология

Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях

Теоретические вопросы

1. Внутрисистемные отношения в лексике:

а) полисемия в диалектной лексике;

б) дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора;

в) омонимы, антонимы в диалектах.

2. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне.

3. Диалектные словари.

Практические задания.

Задание 1. Выяснить по словарям многозначность приведённых ниже слов и определить пути развития полисемии в диалекте. Отметьте случаи возникновения омонимии.

Квас, весна, погода, бабка, майдан, большак, убирать(ся).

Задание 2. Определить по словарям тип синонимических отношений в следующем ряду слов со значением ‘ударить’.

Ударить, шарахнуть, влепить навернуть, наподдеть, наехать, чвакнуть клюнуть, резнуть, долборезнуть, дуборезнуть, стукорезнуть, замочалить, засобачить, загасить, запечатать, засветить, сунуть, отшмановать, втереть, втюрить, тюкнуть, вздуть, вырубить, бахнуть, жахнуть, вдарить, хряснуть, садануть, сделать козью морду, дать горячего, дать пивка (по голове), дать по ушам, дать по рогам, сломать рога, отломить кусочек, дать по сопатке, дать в пачку, дать по касательной.13.

Задание 3. Подберите по словарям 10 пар слов с противоположным значением (антонимов).

Задание 4. Подготовьте доклад об одном из существующих диалектных словарей.