logo
макет-диалектология

Образцы севернорусской и южнорусской одежды

Севернорусский женский или девичий костюм состоял из рубахи, сарафана, кокошника. Праздничные рубахи шили из белого холста, кисеи или шелка, а сарафаны - из шелка, парчи, бархата. Украшали их пуговицами, петлями, позументом и разноцветными лентами. Головные уборы девушек оставляли затылок и косу открытыми, лицевую часть их в форме ажурного полумесяца украшали бусами, жемчугом, разноцветными стеклами и позументом. На затылке убор скреплялся широкими лентами. На головной убор надевали нарядные платки.

Южнорусская одежда состояла из рубахи, понёвы, различных безрукавок и головного убора – сороки или кички. У южнорусской рубахи широкие рукава, вышивка черным орнаментом. По вороту тоже вышивка и обязательно жирельи из бисера в несколько рядов. Юбка понёва шилась из трех полотнищ шерстяной ткани: два полотна в красную, белую или синюю клетку, третье - одноцветное. Низ отделан лентами, покромками, «прозументом». Головной убор состоял из нескольких частей: кички, сороки и подзатыльня. По бокам над ушами прикрепляли пушки из гусиного пуха.

Различия наблюдались не только между севером и югом, но и в пределах каждой этнической группы. Это сейчас у нас в одежде всё всецело подчинено моде, которая не знает даже межгосударственных границ. А раньше, даже в ХХ в. в 20-30-е годы в каждом селе одевались по-своему. Из воспоминаний жительницы с. Большого Мартына Панинского района Воронежской области Мокроусовой:

«Раньше мы ходили на базар в Бобров. Один раз взял мене отец с собой. И вот я вижу: люди незнакомые, а одетые, как мы. Спрашиваю у отца, почаму так, а он говорить: «Так ведь эти люди са Старой Чиглы, наши дяды оттудова приехали, потому и адёжа у нас одинаковая». Таким образом, раньше увидеть людей из разных сел одинаково одетыми было, по меньшей мере, явлением необычным.