VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
А теперь перейдем к практическому значению русской диалектологии как учебной дисциплины для будущих учителей-словесников.
Курс русской диалектологии невелик по количеству часов. Но эта учебная дисциплина занимает большое место в лингвистической подготовке будущего учителя. Она способствует пониманию современного русского языка как сложной макросистемы с единым русским литературным языком в центре и массой местных диалектов вокруг него. Она помогает глубже понять язык в его историческом развитии. И именно она, как никакая другая дисциплина лингвистического цикла, учит наблюдать живой язык, размышлять над его особенностями, прослеживать его изменения даже на коротком промежутке времени. Русская диалектология помогает студентам утвердиться в понимании постоянного взаимодействия и взаимообогащения народной речи с русским литературным языком, что обеспечивает самобытный характер современного русского литературного языка и способствует сохранению духовной культуры русского народа.
Учитель-словесник должен знать диалектологию, особенно, если ему предстоит работать в сельской школе. Сельские школьники, можно предположить, гораздо больше допускают ошибок, чем городские, потому что многие ошибки при изучении литературного языка связаны с влиянием той диалектной среды, в которой они выросли. Попав в такую школу, учитель должен, прежде всего, изучить местный говор, подобрать систему упражнений к каждой теме учебника русского языка на предупреждение отклонений, обусловленных диалектной средой2.
В то же время учитель не должен проявлять никакой неприязни к диалектной речи, если он не хочет нанести сам себе вред. Диалектный язык – это по существу язык «малого народа», о престижности которого сейчас так много говорят. И задача учителя должна состоять не в изгнании диалекта, а в том, чтобы научить ученика русскому литературному языку. Народный язык, с которым дети приходят в школу, должен послужить естественной базой, отправным пунктом постепенного движения к усвоению литературного языка. На это обращал внимание учителей В. И. Чернышев, талантливый педагог-методист и крупный ученый-языковед. Он говорил, что местный диалект для учителя не всегда противник, он иногда и союзник. Учитель должен находить в диалекте эту вторую, союзническую сторону.
Знания диалектологии пригодятся учителю-словеснику и на уроках литературы. В произведениях классической и современной литературы часто используются диалектизмы для характеристики персонажей или для создания местного колорита, тем самым создается правдивость описываемых событий в произведении.
Для полного понимания таких произведений требуются диалектологические знания. С одной стороны, учитель должен уметь объяснить диалектизмы данного художественного произведения (фонетические, морфологические, синтаксические, собственно лексические или семантические) и указать, в какой местности так говорят. С другой стороны, он должен тонко чувствовать и передавать ученикам, насколько умело, удачно использует писатель диалектизмы, указать их эстетическую роль в произведении, показать, как говорил А.С. Пушкин, «что истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности», и с этих позиций оценивать произведение.
Тонко чувствовал меру использования диалектизмов такой художник слова, как И.С. Тургенев. В его «Записках охотника» можно обнаружить большое количество диалектизмов, однако никто не возразит против того, что книга написана прекрасным литературным языком. Из советских писателей, кто мастерски использует диалектизмы, можно назвать М. Шолохова, в произведениях которого отражён донской диалект, В. Белова (вологодский диалект), В. Солоухина (владимирский диалект). Воронежские говоры отражены в произведениях А. Эртеля, Г. Троепольского, современных писателей.
В сборнике повестей и рассказов Е. Посвежинного «Время рассудит» (Воронеж, 1989) читаем: В спины солдатам дул тепляк, русский ветер (с. 80); … Клубы дыма, похожие на утренний туман, стелились низом, прячась в затишках и продвигаясь к западу (с. 80); Впереди на взлобке небольшой возвышенности уже выстроились австрийцы (с. 80) и т.д.
Вопросы для самопроверки.
Что такое диалект?
Что изучает диалектология?
Чем отличаются друг от друга социальные и территориальные (социально-территориальные) диалекты?
Чем отличаются диалекты от литературного языка?
Какие методы применяются при изучении диалектов?
С какими науками связана диалектология?
Какое значение имеет диалектология для будущего учителя русского языка и литературы?
Дайте определения существенным и несущественным диалектным различиям, противопоставленным и непротивопоставленным диалектным чертам.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением