Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
-
ряд
подъём
Передний
Средний
Задний
верхний
и
ы
у
верхне-средний
ê
ô
средний
е
о
нижний
а
Помимо указанных двух гласных в фонетической системе русских народных говоров могут быть и другие гласные. Так, в некоторых вологодских говорах не развилось, по утверждению Л.Л. Касаткина, противопоставление согласных по твердости и мягкости, в связи с чем после мягких согласных здесь произносятся особые гласные [а], [о], [у], переходящие в дифтонги [еа], [ео], [иу]: менеа, растеот, всиу. Это особые фонемы, поэтому, как видим, есть говоры, в которых насчитывается до 12 гласных фонем: [и], [ы], [у], [ÿ], [е], [ê], [о], [ö], [ô], [ổ], [а], [ä] [Русская диалектология 1989: 368].
2. Кроме [ê] на месте старого [ѣ] в русских народных говорах встречаются и другие рефлексы: [е], [и], [ие].
В древнерусском языке ѣ звучал, по предположению А.А. Шахматова, как дифтонг [ие].
В процессе исторического развития ѣ монофтонгизировался: в одних говорах и в литературном языке произошло усиление второй части дифтонга и он совпал с [е], в других говорах усиление первой части дифтонга привело к совпадению его с [и].
В современных говорах севернорусского наречия можно встретить различные рефлексы древнего ѣ. В положении перед мягкими согласными почти по всей территории севернорусского наречия на месте ѣ звучит [и], а перед твёрдыми согласными в Ладого-Тихвинской группе отмечено [и]: би'лой, би'ленькой, на столи'; в Вологодской группе - [ие]: лие'с, лие'са, но в ли'се; в Костромской группе - [ие] и [и]: сие'но, си'но и в си'не. В то же время во всех группах севернорусского наречия отмечен и [е] как один из рефлексов ѣ: белый, на столе, в сене, что отражает общерусскую тенденцию.
В южнорусском наречии на месте древнего ѣ звучит [е]. Однако в нескольких лексикализованных случаях отмечено [и]: [ди'верь], [йисть] в значении ‘принимать пищу’.
В русских народных говорах, как и в литературном языке, наблюдаются результаты происходившего в прошлом процесса перехода [е] в [о] перед твердым согласным: овёс, весёлый, принесёт. В древнерусском языке не было звука [о] после мягких согласных. Говорили: зеле́нои, бере́за, несе́м и т.д. Переход [е] в [о] происходил в XII–XIV в. Но некоторых говоров этот процесс не коснулся. Сейчас мало говоров, в которых бы последовательно отсутствовал переход [е] в [о]. Исследуя говор с. Николаевки Грибановского района Воронежской области в середине XX в., А.И. Чижик-Полейко отмечает, что до недавнего времени говору было свойственно отсутствие перехода [е] в [о], раньше говорили: каше'лка, че'рнай, зеле'най, але'шка, запре'х, деле'ш. «…В настоящее время, - отмечает А.И. Чижик-Полейко, - все жители усваивают переход е в о. Один и тот же человек говорит: пад’зе'мкъ и падз’о'мкъ, взм’е'тка – взм’о'ткъ, недал’е'къ – недал’о'къ, ф с’е'лъх – ф с’о'лъх …». Л.Л. Касаткин отмечает говоры с полным отсутствием перехода [е] в [о] в Тамбовской области.
В то же время произношение ударного [е] без перехода в [о] широко распространено в южнорусских говорах и встречается в некоторых севернорусских говорах в окончаниях глаголов 1-го спряжения: иде'ш, несе'ш, иде'м, несе'м, плете'м.
Переход [е] в [о] мог происходить не фонетическим путем, а по аналогии, поэтому в некоторых говорах процесс перехода [е] в [о] происходит шире, чем в литературном языке: под влиянием таких форм, как той, одной возникло широкое распространение в говорах форм [майо'й], [твайо'й], [свайо'й].
4. В некоторых севернорусских говорах (главным образом, архангельских, вологодских и вятских) гласный [а] в положении между мягкими согласными переходит в [е]: гре'зь, опе'ть, пре'ник, гуле'ли. В отдельных словах такое произношение известно южнорусскому наречию: ме'чик, плиме'нник.
В отличие от трех предшествующих эта диалектная черта является сравнительно новой. Она объясняется, видимо, чисто фонетическими причинами. Между мягкими согласными гласный обычно испытывает передвижку вперед, становится более передним (ср.: мат, мат', м’ат, м’ат’), где позиционными вариантами фонемы [а] (мат) являются [а’] (мат'), [‘а] (м’ат) и [ä] (м’ат’). В говорах этот процесс идет дальше, чем в литературном языке, и гласный теряет свою характеристику и переходит в [е]. Л.Л. Касаткин говорит, что в прошлом на месте этих чередующихся гласных а//е был дифтонг [еа], который перед твердыми согласными перешел в [а], а перед мягкими – в [е]: всякому – всекие. Позднее такой [е] по аналогии мог оказаться и перед твердыми согласными: легешь – легу, грезь – грезный и др.
Эта диалектная особенность находит отражение не только в устной, но и в письменной речи учащихся. И если обычно при изучении темы «Слог. Ударные и безударные гласные» учитель сосредоточивает внимание на правописании безударных гласных, то в диалектных условиях, где [а] переходит в [е], он должен обратить внимание и на эту особенность, чтобы предупредить ошибки, связанные с ней.
5. В говорах в основном южнорусского наречия, наблюдается смешение этимологических [а] и [о] под ударением. Обычно это явление отмечается в глагольных формах, в том числе в причастиях: ко'тишь, пло'тишь, во'ришь, упло'чено, сво'рено, и наоборот – ла'вишь. Л.Л. Касаткин связывает этот процесс с аканьем при подвижном ударении в слове. В предударном слоге [о] и [а] совпадают в одном звуке. Когда же этот гласный попадает под ударение, то в одних случаях он заменяется гласным [о], а в других - [а], что приводит к тому, что выбор ударного гласного не всегда соответствует его этимологии.
Эта диалектная особенность отражается в устной и письменной речи учащихся, причем не только в непосредственной позиции под ударением (пишут, как слышат: сворено), но и в безударном положении. Правило требует, чтобы безударные гласные ученик проверял ударением. Он и проверяет: укатился – ко'тится. Учитель должен иметь это в виду и приучать учеников проверять гласные в данных корнях не глагольной формой, а именной, где подобное смешение отсутствует: сварить – самова'р, катается – обка'тка.
В заключение следует сказать, что в севернорусских, сибирских и среднерусских говорах это явление тоже наблюдается, правда в лексикализованных формах: ко'тишься, но чаще всего - пло'тишь, упло'чено. Последнее слово стало уже признаком просторечия.
Итак, подведем итог. Общим устойчивым элементом и постоянным признаком диалектной фонетической системы является наличие в любом говоре 6 гласных. К числу неустойчивых признаков относится наличие или отсутствие в говорах самостоятельных фонем [ô], [ê], [ổ], [ä], [ÿ], [ö]. К неустойчивым признакам относится звуковой облик фонем (грязь – грезь), функциональная нагрузка фонем: одни и те же морфемы могут в своем составе иметь в одном говоре одну фонему, в другом – другую и т.д.
Вопросы для самопроверки
Перечислите суперсегментные единицы диалектной речи и отметьте в них отличия от литературного языка.
Чему равно наименьшее количество гласных фонем (звуков) в русских народных говорах?
Перечислите все ударные гласные, которые могут встретиться в некоторых диалектах.
Перечислите противопоставленные диалектные черты в области ударного вокализма, свойственные севернорусскому или южнорусскому наречиям.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением