logo
макет-диалектология

Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах

Теоретические вопросы

1) оканье, его типы, территория распространения;

2) аканье, его типы, территория распространения

Практические задания

Задание 1. Затранскрибироаать слова в соответствии с указанным типом предударного вокализма.

Полное оканье:

Болото, золото, водоворот, соловей, подбежал, рождество, получал, воротился, поговори, пострелять.

Неполное оканье:

Болото, золото, водоворот, соловей, подбежал, рождество, получал, воротился, поговори, пострелять.

Недиссимилятивное аканье:

Сторона, положил, трава, травинка, сады, война, повторял, воздушный, двойняшки.

Диссимилятивное аканье:

Сторона, положил, трава, травинка, сады, война, повторял, воздушный, двойняшки.

Задание 2. Определить тип оканья в диалектном тексте, указать территорию его распространения (см. текст в плане приктического занятия 9). Следуйте следующим методическим рекомендациям.

1. Выписывайте из текста все слова с этимологическими гласными [о] и [а] после твёрдых согласных в таблицу, состоящую из двух колонок. В первую колонку поместите слова с предметом анализа (этимологическими гласными [о] и [а] после твёрдых согласных) только в 1-й предударной позиции, например пойма'л, разошл’и'с’, коса', стола'м’и, сойд’о'мс’а, а во 2-ю – в других безударных слогах, например положы'ла, мно'го, рожд’ество', пр’ида'нойе.

2. Определяйте тип оканья по словам только 2-й колонки.

3. Имейте в виду: в чистом виде полное или неполное оканье встречается редко, поэтому вывод о типе оканья следует делать по большинству примеров.

Задание 3. Определить тип аканья в диалектном тексте, указать территорию его распространения (см. текст в плане приктического занятия 10). Следуйте следующим методическим рекомендациям.

1. Выписывайте из текста все слова с этимологическими гласными [о] и [а] после твёрдых согласных в таблицу, состоящую из двух колонок. В первую колонку поместите только те слова с предметом анализа (этимологическими гласными [о] и [а] после твёрдых согласных), в которых под ударением находятся гласные верхнего подъёма, например ръзашл’и'с’, пълажы'ла, драв’и'нка, съ͜ стъраны', а во 2-ю – с гласными нижнего подъёма, т.е. с [а], например, пайма'л, стала'м’и, каса', трава'.

2. Определяйте тип аканья по словам только 2-й колонки, так как в случае ударных гласных верхнего подъёма предударный гласный звучит одинаково и при диссимилятивном, и при недиссимилятивном аканье.

3. Имейте в виду: в чистом виде диссимилятивное аканье встречается редко. В связи с этим вывод о типе аканья делайте следующим образом:

1) при полном отсутствии слов с диссимиляцией предударного гласного по подъёму (при ударном [а]) - в пользу недиссимилятивного аканья;

2) при наличии хотя бы одного случая диссимиляции гласных – в пользу диссимилятивного аканья.