Диалектные особенности форм множественного числа
В русских народных говорах, как и в литературном языке, произошло разобщение единственного и множественного чисел в склонении имён существительных. Однако в диалектах оно произведено более последовательно. Утрата родовых различий произошла не только в дательном, творительном и предложном падежах, но и намечаются довольно отчётливо такие же процессы в именительном и родительном падежах.
Именительный падеж. В современном литературном языке имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа имеют основное окончание -Ы, -И: столы, столбы, ключи, кони и т.д. и окончание –А: дома, берега, рога и т.п. Более древним является окончание –Ы у существительных 1-го склонения и –И у существительных 2-го склонения . Окончание –А первоначально было свойственно двойственному числу, после утраты которого оно стало осмысляться как окончание множественного числа у существительных со значением парных предметов: глаза, рога, бока. Это окончание постепенно распространялось, охватывая все новые группы имён существительных: профессора, города, учителя. В говорах оно распространено ещё шире: инженера´, класа´, гектара´. Это окончание в говорах получили и имена существительные женского рода, которым оно исторически вообще никогда не было свойственно: деревня´, матиря´, ачиридя´; кровя´ были в людях и т.д. Особенно активно окончание -А распространяется в говорах южнорусского наречия, но не захватывая Западной группы. В смоленских говорах используется окончание –Ы вместо -А: гърады´, лясы´ и т.п.
У существительных среднего рода окончание -А является исконным. В говорах севернорусского наречия оно используется и в ударном и в безударном положении: зеркала', кружева', боло´та, о´кна. В южнорусском наречии окончание –А у существительных среднего рода наблюдается только под ударением, а в безударном положении эти существительные имеют окончание –Ы: о´кны, сёлы.
Родительный падеж. В современном литературном языке только имена существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа могут иметь флексию –ОВ, -ЕВ: домов, городов, пастухов. Имена существительные женского и среднего родов в родительном падеже множественного числа имеют нулевую флексию: вод, яблонь, дел, болот. В народных говорах, особенно в южнорусских, окончания –ОВ имеют существительные всех трёх родов, как мужского, так и женского и среднего: местов, делов, озеров, болотов, бабъф, свадьбъф, вербъф, ягъдъф, племянницеф; Ох, Ваня Иванов, сколько ж в тебе именов, помнишь, я тебя надула на два фунта семенов.
Вариантом окончания -ОВ является окончание -ОХ: местох, концох, домох (например, в Рязанской области, это следствие наличия в говоре в-билабиального).
Яркой противопоставленной чертой между севернорусским и южнорусским наречием являются формы дательного и творительного падежей множественного числа. В говорах севернорусского наречия эти формы совпадают. При этом возможны три варианта окончаний:
1) -МА: сваима рукама, с нашима дитяма, гостинец нашима дитяма;
2) -АМ: курица с цыплятам;
3) –АМЫ: поля под номерамы.
Самым распространённым из них является окончание –АМ. Оно характеризует территорию к северу от Великих Лук, Ржева, Иванова, Нижнего Новгорода. Остальные окончания имеют островной ареал в основном в восточной части севернорусского наречия.
Сам факт совпадения дательного и творительного падежей представляет собой наследие далёкого прошлого. В древнерусском языке эти падежные формы одинаково оформлялись в двойственном числе. Они имели окончание –МА. Двойственное число утратилось, но отголоски его сохраняются до сих пор. Окончание –АМЫ представляет собой ничто иное, как контаминацию окончаний двойственного числа и творительного падежа множественного числа: -(А)МА и –(А)МИ. Учителю русского языка, работающему в условиях севернорусского окружения, в ученических тетрадях могут встретиться такие фразы: Мальчик судорожным пальцам ухватился за шерсть собаки; Онегин и Ленский знакомятся с дочерям Ларина.
Значит, при изучении имени существительного надо будет обращать усиленное внимание на различия в значении этих падежных форм, на те предлоги, с которыми употребляются дательный падеж и творительный падежи, и соотнести с ними окончания. Укажем самые распространённые: –АМ - с предлогом к, -АМИ – с предлогом с.
На территории южнорусского наречия формы дательного и творительного падежей всегда различаются, как в литературном языке: в дательном –-АМ, в творительном –АМИ. Но в творительном падеже у существительных с основой на заднеязычный согласный, прежде всего, возможны формы на –ИМИ: булкими, булафкими и т.д. (директор школы: отличников будем книжкими награждать).
В заключение следует отметить, что диалектная система имени существительного прочно сохраняет связи с древнерусским склонением. Это проявляется в родительном, дательном, предложном падежах 1-го типа склонения, в предложном падеже 2-го типа, в дательном и творительном падежах множественного числа, в склонении существительных мужского рода на мягкие согласные.
В то же время общая тенденция к упрощению системы склонения проявляется в говорах сильнее, чем в литературном языке. Доказательством этого является сокращение числа разносклоняемых существительных, объединение 3-го и 1-го типов склонения, распространение некоторых окончаний на более широкий круг слов по сравнению с литературным языком и т.д.
В настоящее время идёт интенсивный процесс сближения диалектной системы склонения с литературной, но разные говоры представляют собой разные ступени этого процесса.
Вопросы для самопроверки
Почему категория среднего рода является наиболее неустойчивой в русских народных говорах?
Чем объясняются многочисленные колебания в роде имён существительных?
В чём выражаются отличия основ единственного и множественного числа?
Назовите противопоставленные диалектные различия в распределении существительных по типам склонения.
По какому признаку в 1-ом типе склонения противопоставляются севернорусское и южнорусское наречия?
Назовите противопоставленные диалектные черты во множественном числе имён существительных.
Какая тенденция обнаруживается в соотношении рода и склонения в русских народных говорах и в чём она выражается?
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Аванесов Р.И., Бромлей С.В., Булатова Л.И. и др. Русская диалектология / Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой. – М.: «Наука», 1965. – С. 96-115.
Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.116-132.
Русская диалектология. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина и др.; Под ред. В.В. Колесова. – 3-е издание – М.:, 2006. С. 94-134.
Русская диалектология / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др. / Под ред. П.С. Кузнецова. – Учебное пособие для пединститутов по спец. « 2101 «Русский язык и литература». - М.: «Просвещение», 1973. (с. 98-127).
Герд А.С., Ивашко Л.А., Капорулина Л.В. и др. Русская диалектология / Под ред. Н.А. Мещерского. - М.: «Высшая школа», 1972.- (с. 122-154).
Дополнительная
Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 2. Морфология / Под ред. Р.И. Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№ 1-41.
Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 77-91.
Чижик-Полейко А.И. Говор села Николаевки Грибановского района Воронежской области // Южнорусские говоры и памятники письменности. Материалы конференции по изучению южнорусских говоров и памятников письменности (6-8 декабря 1962 года). – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1964. – С. 66-76.
Для обязательного конспектирования
Ващенко А.К. Об изучении категории рода имен существительных в южновеликорусских условиях. – РЯШ, 1967, № 3.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением