макет-диалектология
Рекомендации для преподавателя
Первое занятие имеет большое значение для изучения диалектологии, поэтому преподаватель должен постараться заинтересовать студентов самим предметом – изучением народной речи/
Начать занятие нужно со слов о целях и задачах изучения русских народных говоров, в т.ч. и воронежских, на современном этапе. Оно необходимо для изучения материальной и духовной культуры русского народа, отраженной в языке; для участия в сборе материала для лексического атласа русских народных говоров; для лингвокраеведческой работы в школе; для воспитания любви к малой Родине, к своему народу.
С этой целью очень важно получить навыки и умения ведения беседы с информантами. Исследователь должен занимать активную позицию в беседе с информантом, уметь слушать и слышать его, направлять беседу в нужное русло, выяснять вопросы, возникшие в ходе беседы.
Существует несколько типов вопросов: 1) на поддержание беседы; 2) на выявление лексики по определенной тематике (семейные отношения, растительный мир, садоводство, народная медицина, духовная культура, календарная обрядность и т.д.); 3) на семантизацию слов (не пропускать ни одного незнакомого, нелитературного слова с невыясненным значением); 4) использовать прием переспроса и др.
Ответы к заданию 4 практического занятия 2: 1) жиздринский; 2) суджанский; 3) щигровский; 4) обоянский; 5) донской.
Таблица
К ответу на задание 2 практического занятия 8
Словарные | Семантиче-ские | Словообра-зовательные | Морфоло-гические | Фонема-тические | Акценто-логические |
чапля | залиться | жалковать | морква | вышня | удобней |
гомонок | потолок | остареть | болезня | паска | возле |
чашка | знатный | петун | церква | очен | туча |
калюжа | матрёшка | наседуха | печеня | ндравиться | дышать |
елань | бодрый | овчарник | заблудить | завтря | высоко |
баско | веко | мураши | | | муха |
кабарошка | пахать | | | | потом |
векша | орать | | | | |
голбец | жалеть | | | | |
гутарить | | | | | |
Приложение 2.
Содержание
-
Черенкова а.Д.
-
Предисловие
-
Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
-
I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
-
II. Территориальные и социальные диалекты
-
III. Соотношение литературного языка и диалектов
-
IV. Основные методы исследования диалектов
-
V. Связь диалектологии с другими науками
-
Образцы севернорусской и южнорусской одежды
-
Севернорусские и южнорусские жилые постройки
-
VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
-
Литература
-
II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
-
Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
-
Литература
-
Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
-
Гласные первого предударного слога после твердых согласных
-
Примеры полного и неполного оканья
-
Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
-
Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
-
Типы яканья в русских народных говорах
-
Литература
-
Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
-
Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
-
Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
-
Судьба звука [ф] в русских народных говорах
-
Характер плавного [л] в русских народных говорах
-
Сфера употребления согласного [j] по говорам
-
6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
-
Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
-
8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
-
8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
-
8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
-
8.3. Ассимиляция сонорных звуков
-
Диссимиляция согласных
-
10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
-
Литература
-
Морфология русских народных говоров
-
Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
-
Категория рода имён существительных в русских народных говорах
-
Комментарий к схеме 1
-
Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
-
Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
-
Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
-
Склонение имён существительных в русских народных говорах
-
Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
-
II склонение
-
Особенности склонения существительных на -мя
-
Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
-
Диалектные особенности форм множественного числа
-
Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
-
Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
-
Особенности указательных местоимений
-
Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
-
Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
-
Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
-
Краткие прилагательные во множественном числе
-
Сравнительная степень
-
Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
-
I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
-
II. Особенности отдельных глагольных форм
-
1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
-
2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
-
Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
-
Будущее время в севернорусском наречии
-
4. Прошедшее время в севернорусском наречии
-
5. Возвратность
-
5.1. Категория возвратности
-
5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
-
5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
-
5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
-
Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
-
6. Вид глагола
-
7. Повелительное наклонение
-
8. Диалектные формы причастий и деепричастий
-
8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
-
8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
-
Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
-
Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
-
1.1. Словосочетания числительных с существительными
-
1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
-
1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
-
1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
-
2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
-
2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
-
2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
-
2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
-
2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
-
2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
-
III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
-
1. Характеристика диалектной лексики по составу
-
2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
-
Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
-
Типы противопоставленных диалектных различий
-
В плане содержания
-
5. Тематические группы диалектных слов
-
I. Природа:
-
II. Человек:
-
III. Трудовая деятельность:
-
IV. Материальная культура
-
V. Питание
-
VI. Пути сообщения, транспортные средства
-
6. Внутрисистемные отношения в лексике
-
Полисемия в диалектной лексике
-
Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
-
Омонимы
-
Антонимы в диалектах
-
6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
-
7. Диалектные словари
-
Лингвогеография
-
Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
-
1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
-
2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
-
2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
-
Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
-
3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
-
4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
-
5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
-
Среднерусские переходные говоры
-
Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
-
1. История заселения Воронежского края
-
2. История изучения говоров Воронежской области
-
3. Типология говоров Воронежской области
-
Талагайские диалекты
-
Русский тип говора в Воронежской области
-
Русско-украинские контакты
-
Литература
-
Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
-
Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
-
Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
-
Литература
-
Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
-
В начале XX века
-
Литература
-
Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
-
Литература
-
Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
-
Литература
-
Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
-
Литература
-
Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
-
Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
-
Литература
-
Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
-
Литература
-
Практическое занятие № 10
-
Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
-
Литература
-
Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
-
Литература
-
Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
-
Литература и методические рекомендации
-
Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
-
Литература и методические рекомендации
-
Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
-
Литература и методические рекомендации
-
Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
-
Литература
-
Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
-
Вопросы к зачету по диалектологии
-
I. Предварительные замечания.
-
II. Теоретические вопросы.
-
Рекомендации для преподавателя
-
Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
-
Требования к печатанию
-
Материал набирать отдельными файлами.
-
Текст 1
-
Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
-
Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
-
Список слов с [о] под восходящим ударением