2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
Самой яркой и самой заметной противопоставленной чертой из всех черт морфологического уровня является твёрдость или мягкость конечного [т] в окончаниях глаголов 3-го лица единственного и множественного числа в настоящем или будущем простом времени. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Формы глаголов 3-го лица в русских народных говорах могут выступать в 3-х вариантах:
А) с [т] твердым, как в литературном языке: идёт, несёт, хочет, идут, поют. Эти формы характеризуют севернорусское наречие и среднерусские переходные говоры;
Б) с [т] мягким: идёт’, нисет’, ня едит’, пают’. Такие формы характеризуют южнорусское наречие;
В) вообще без [т]: иде или ид’о, несё, ня зная, гъваря и т. п. Данные формы функционируют на территории обоих наречий и в среднерусских переходных говорах.
Как объяснить эти диалектные формы?
В настоящее время большинством ученых принята точка зрения С.П. Обнорского. На основе сопоставления нескольких славянских языков и изучения памятников письменности этих языков он установил, что исконными в славянских языках были формы 3 лица без [т] в окончаниях.
Именно такие формы свойственны другим языкам индоевропейской семьи и большинству славянских языков.
Однако ещё в праславянском языке в тех случаях, когда надо было указать на действующее лицо, о котором уже шла речь, рядом с глаголом стали употреблять указательное местоимение тъ (современное тот) в единственном числе: напише (при невыраженной определённости), напише + тъ (при наличии категории определённости); и местоимение ти→ть во множественном числе: напишѫ при невыраженной определённости и напишѫ+ть (напишуть) при наличии категории определённости.
В Послесловии к «Остромирову евангелию» читаем: «да иже горазнѣе сего напише то не мози зазьрѣти мьнѣ грѣшьникоу…» Действующее лицо неизвестно, поэтому употреблена форма 3-го лица без [т]. Если действующее лицо было известно, то прибавляли указательное местоимение тъ в единственном числе и ть во множественном числе. Итак, закономерно возникли формы 3-го лица единственного числа напишетъ (с [т] твёрдым) и 3-го лица множественного числа напишуть (с [т] мягким).
В процессе исторического развития языка связь окончания с указательным местоимением в сознании говорящих утратилась, и произошла унификация окончаний 3-го лица. В старославянском языке (как в настоящее время в русском литературном языке и севернорусском наречии) унификация окончаний произошла по единственному числу с [т] твёрдым, а в древнерусском языке (как в настоящее время в говорах южнорусского наречия) унификация произошла по множественному числу с [т] мягким.
Эта точка зрения убедительно объясняет наличие на территории русского языка 3-х вариантов окончания 3-го лица глагола: без окончания (сохранение древнейшей формы) безотносительно к территории, с [т] твёрдым на севере и в среднерусских переходных говорах и с [т] мягким на юге.
Интересно, что в севернорусских говорах вокруг Онежского озера в 3-м лице единственного числа [т] твердый, а в 3-м лице множественного числа – [т] мягкий (т.е. сохранились праславянские формы).
Не менее интересным является вопрос о формах 3-го лица единственного и множественного числа без [т] в русских народных говорах. Наличие или отсутствие его зависит от спряжения глагола, характера ударения в нём, числа и от территории распространения. Например, в незначительной группе говоров к востоку от Чудского озера и между Тихвином и Ладожским озером формы без [т] возможны во всех случаях: (он) плаче, быва, стои, ходи; (они) беру, горя, грузя, едя.8 В некоторых псковских говорах и в районах к юго-востоку от Ладожского озера, в Заонежье и рязанской Мещере без [т] не употребляются только глаголы 1 спряжения множественного числа: несут, ведут, читают. В остальных случаях возможны формы без [т]: (он) несё, люби, пекё, говори; (они) говоря.
В вологодских говорах севернорусского наречия без [т] могут употребляться глаголы 3-го лица только 1 спряжения и только в единственном числе (он несё, покупае), а в архангельских говорах – только глаголы 2 спряжения и только во множественном числе (они нося, любя, варя, говоря).
В тульских и елецких говорах южнорусского наречия, как и в вологодских говорах, формы без [т] встречаются только в 1 спряжении и только в единственном числе, но ограничивается ещё и безударным положением: (он) несёт, но покупае, каже.
В Восточной группе южнорусского наречия (в Рязанской, Липецкой и Тамбовской областях) круг глаголов без [т] достаточно широк. Исключаются глаголы 1 спряжения во множественном числе, и вырисовывается достаточно сложная система во 2 спряжении: в единственном числе без [т] употребляются глаголы с безударным окончанием (он люби), а во множественном числе – с ударным окончанием (они говоря): (он) пройде, сниме, пиля; (они) гаря, браня, сидя, глядя.
Итак, на территории южнорусского наречия в устной и письменной речи учащихся могут возникнуть формы 3-го лица глаголов с [т] мягким: идёть, пишуть. На письме могут встретиться и случаи косвенного отражения этой особенности, когда глаголы неопределенной формы ученики будут писать без мягкого знака: буду читат. Учитель должен обратить на это особое внимание и при изучении форм инфинитва, и при изучении спряжения глаголов.
Б. Влияние 1-го спряжения на 2-е в 3-м лице множественного числа
В современном русском литературном языке глаголы 1 спряжения имеют в 3-м лице множественного числа окончания –УТ, -ЮТ, а глаголы 2 спряжения – -АТ, -ЯТ. В русских народных говорах под ударением имеется такое же распределение окончаний, что и в литературном языке: (они) поют/ть/Ø, стоят/ть/Ø.
В безударном положении в говорах южнорусского наречия и в среднерусских переходных говорах наблюдается влияние 1 спряжения на 2, в результате чего глаголы 2 спряжения получают окончания -ЮТ: ходють, любють, носють и т.д. Об этой морфологической особенности говоров южнорусского наречия должен помнить учитель русского языка и при изучении темы «Глагол» обращать внимание на орфоэпию и орфографию. Ведь в городской школе главная забота учителя при изучении настоящего времени глагола состоит в том, чтобы научить детей различать глаголы 1 и 2 спряжения, чтобы они не ошибались в правописании -ИШЬ, -ЕШЬ и т.д. В сельской школе предстоит длительная работа по привитию орфоэпического и орфографического навыка. Тем более, что такие формы могут встретиться учащимся в художественной литературе, например у И.С. Тургенева в «Бежине луге» в речи мальчиков читаем ходют, водются («Здесь казюли водются»). Печатное слово, зрительная память могут спровоцировать ученика к написанию ходют. Учитель должен объяснить, что И.С. Тургенев в данном случае отразил речь деревенских мальчиков (курско-орловский диалект): он и слово употребил диалектное – казюли, т.е. змеи, и глагольную форму диалектную - водются.
В. Сохранение древних форм нетематических глаголов
В народных говорах севернорусского наречия возможно сохранение древних глаголов, особенно в Вологодской группе. Здесь встречается глагол даси, еси вместо дашь и ешь: что ж ты jаиц’ка-то не еси?; даси мне хлебушка? Там и сегодня жива пословица: сам не еси и другим не даси.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением