logo
макет-диалектология

2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями

Самой яркой и самой заметной противопоставленной чертой из всех черт морфологического уровня является твёрдость или мягкость конечного [т] в окончаниях глаголов 3-го лица единственного и множественного числа в настоящем или будущем простом времени. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Формы глаголов 3-го лица в русских народных говорах могут выступать в 3-х вариантах:

А) с [т] твердым, как в литературном языке: идёт, несёт, хочет, идут, поют. Эти формы характеризуют севернорусское наречие и среднерусские переходные говоры;

Б) с [т] мягким: идёт’, нисет’, ня едит’, пают’. Такие формы характеризуют южнорусское наречие;

В) вообще без [т]: иде или ид’о, несё, ня зная, гъваря и т. п. Данные формы функционируют на территории обоих наречий и в среднерусских переходных говорах.

Как объяснить эти диалектные формы?

В настоящее время большинством ученых принята точка зрения С.П. Обнорского. На основе сопоставления нескольких славянских языков и изучения памятников письменности этих языков он установил, что исконными в славянских языках были формы 3 лица без [т] в окончаниях.

Именно такие формы свойственны другим языкам индоевропейской семьи и большинству славянских языков.

Однако ещё в праславянском языке в тех случаях, когда надо было указать на действующее лицо, о котором уже шла речь, рядом с глаголом стали употреблять указательное местоимение тъ (современное тот) в единственном числе: напише (при невыраженной определённости), напише + тъ (при наличии категории определённости); и местоимение тить во множественном числе: напишѫ при невыраженной определённости и напишѫ+ть (напишуть) при наличии категории определённости.

В Послесловии к «Остромирову евангелию» читаем: «да иже горазнѣе сего напише то не мози зазьрѣти мьнѣ грѣшьникоу…» Действующее лицо неизвестно, поэтому употреблена форма 3-го лица без [т]. Если действующее лицо было известно, то прибавляли указательное местоимение тъ в единственном числе и ть во множественном числе. Итак, закономерно возникли формы 3-го лица единственного числа напишетъ (с [т] твёрдым) и 3-го лица множественного числа напишуть (с [т] мягким).

В процессе исторического развития языка связь окончания с указательным местоимением в сознании говорящих утратилась, и произошла унификация окончаний 3-го лица. В старославянском языке (как в настоящее время в русском литературном языке и севернорусском наречии) унификация окончаний произошла по единственному числу с [т] твёрдым, а в древнерусском языке (как в настоящее время в говорах южнорусского наречия) унификация произошла по множественному числу с [т] мягким.

Эта точка зрения убедительно объясняет наличие на территории русского языка 3-х вариантов окончания 3-го лица глагола: без окончания (сохранение древнейшей формы) безотносительно к территории, с [т] твёрдым на севере и в среднерусских переходных говорах и с [т] мягким на юге.

Интересно, что в севернорусских говорах вокруг Онежского озера в 3-м лице единственного числа [т] твердый, а в 3-м лице множественного числа – [т] мягкий (т.е. сохранились праславянские формы).

Не менее интересным является вопрос о формах 3-го лица единственного и множественного числа без [т] в русских народных говорах. Наличие или отсутствие его зависит от спряжения глагола, характера ударения в нём, числа и от территории распространения. Например, в незначительной группе говоров к востоку от Чудского озера и между Тихвином и Ладожским озером формы без [т] возможны во всех случаях: (он) плаче, быва, стои, ходи; (они) беру, горя, грузя, едя.8 В некоторых псковских говорах и в районах к юго-востоку от Ладожского озера, в Заонежье и рязанской Мещере без [т] не употребляются только глаголы 1 спряжения множественного числа: несут, ведут, читают. В остальных случаях возможны формы без [т]: (он) несё, люби, пекё, говори; (они) говоря.

В вологодских говорах севернорусского наречия без [т] могут употребляться глаголы 3-го лица только 1 спряжения и только в единственном числе (он несё, покупае), а в архангельских говорах – только глаголы 2 спряжения и только во множественном числе (они нося, любя, варя, говоря).

В тульских и елецких говорах южнорусского наречия, как и в вологодских говорах, формы без [т] встречаются только в 1 спряжении и только в единственном числе, но ограничивается ещё и безударным положением: (он) несёт, но покупае, каже.

В Восточной группе южнорусского наречия (в Рязанской, Липецкой и Тамбовской областях) круг глаголов без [т] достаточно широк. Исключаются глаголы 1 спряжения во множественном числе, и вырисовывается достаточно сложная система во 2 спряжении: в единственном числе без [т] употребляются глаголы с безударным окончанием (он люби), а во множественном числе – с ударным окончанием (они говоря): (он) пройде, сниме, пиля; (они) гаря, браня, сидя, глядя.

Итак, на территории южнорусского наречия в устной и письменной речи учащихся могут возникнуть формы 3-го лица глаголов с [т] мягким: идёть, пишуть. На письме могут встретиться и случаи косвенного отражения этой особенности, когда глаголы неопределенной формы ученики будут писать без мягкого знака: буду читат. Учитель должен обратить на это особое внимание и при изучении форм инфинитва, и при изучении спряжения глаголов.

Б. Влияние 1-го спряжения на 2-е в 3-м лице множественного числа

В современном русском литературном языке глаголы 1 спряжения имеют в 3-м лице множественного числа окончания –УТ, -ЮТ, а глаголы 2 спряжения – -АТ, -ЯТ. В русских народных говорах под ударением имеется такое же распределение окончаний, что и в литературном языке: (они) поют/ть/Ø, стоят/ть/Ø.

В безударном положении в говорах южнорусского наречия и в среднерусских переходных говорах наблюдается влияние 1 спряжения на 2, в результате чего глаголы 2 спряжения получают окончания -ЮТ: ходють, любють, носють и т.д. Об этой морфологической особенности говоров южнорусского наречия должен помнить учитель русского языка и при изучении темы «Глагол» обращать внимание на орфоэпию и орфографию. Ведь в городской школе главная забота учителя при изучении настоящего времени глагола состоит в том, чтобы научить детей различать глаголы 1 и 2 спряжения, чтобы они не ошибались в правописании -ИШЬ, -ЕШЬ и т.д. В сельской школе предстоит длительная работа по привитию орфоэпического и орфографического навыка. Тем более, что такие формы могут встретиться учащимся в художественной литературе, например у И.С. Тургенева в «Бежине луге» в речи мальчиков читаем ходют, водются («Здесь казюли водются»). Печатное слово, зрительная память могут спровоцировать ученика к написанию ходют. Учитель должен объяснить, что И.С. Тургенев в данном случае отразил речь деревенских мальчиков (курско-орловский диалект): он и слово употребил диалектное – казюли, т.е. змеи, и глагольную форму диалектную - водются.

В. Сохранение древних форм нетематических глаголов

В народных говорах севернорусского наречия возможно сохранение древних глаголов, особенно в Вологодской группе. Здесь встречается глагол даси, еси вместо дашь и ешь: что ж ты jаиц’ка-то не еси?; даси мне хлебушка? Там и сегодня жива пословица: сам не еси и другим не даси.