logo search
макет-диалектология

Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия

Единственное число

Множественное число

В литературном языке

В некоторых севернорусских говорах

ребёнок (ребёнко)

ребята

ребёнки

телёнок (телёнко)

телята

телёнки

козлёнок (козлёнко)

козлята

козлёнки

поросёнок (поросёнко)

поросята

поросёнки

ягнёнок (ягнёнко)

ягнята

ягнёнки

3. В других случаях стремление к совпадению основ вызывает их контаминацию – наложение форманта –ЯТ на суффикс –ЁНОК (см. табл. 13).

Таблица 13

Сближение основ имён существительных в единственном и множественном числе

Единственное число

Множественное число

В литературном языке

В говорах

волчонок (волчонко)

волчата

волченята

гусёнок (гусёнко)

гусята

гусенята

утёнок (утёнко)

утята

утенята

лисёнок (лисёнко)

лисята

лисенята

котёнок (котёнко)

котята

котенята

Эта черта не имеет территориальной закреплённости. В разных говорах представлены разные лексемы.

4. Основа множественного числа может быть равна основе единственного + j. Это возможно и в литературном языке для существительных мужского рода: брат – бра'тья, лист – ли'стья. Но в говорах это явление распространено значительно шире: стака'нья, воло'сья, ку'стья, тарака'нья, сно'пья.

Кроме того, в говорах это соотношение может захватывать и существительные женского рода: лошадья', площадья', матерья'.

5. Народные говоры имеют отличие от литературного языка в отношении существительных singularia-tantum. и pluralia-tantum. Такие существительные в литературном языке не имеют парности по числу, однако в диалектах она может присутствовать.

5.1. Отвлеченные существительные, которые в литературном языке не имеют множественного числа, в народных говорах могут иметь эти формы: езда - езды, веселье - веселья, творчество – творчества; жары были сильные; кажи свои творчества.

5.2. Названия злаков, овощей, ягод в говорах севернорусского наречия часто употребляются во множественном числе: пошли за малинам, брусники скоро поспеют.

Особо следует сказать о категории собирательности в русских народных говорах. Эта категория представлена шире, чем в литературном языке, и имеет в диалектах разные форманты: -ЩИНА (деревенщина), -ЁЖЬ (холостёжь), -ВА (детва), –JО. Последний в наибольшей степени распространён в русских народных говорах, особенно на севере: козьё (костр.), угольё, лисьё, волосьё (волог.).

Методический аспект. При изучении категории числа или собирательности имён существительных следует обязательно в качестве примеров использовать те формы, которые в диалектах не совпадают с литературными.