V. Связь диалектологии с другими науками
1. Современные говоры дают ценнейший материал для истории русского языка. Дело в том, что исторические изменения русского языка протекали неравномерно на разных частях территории распространения русского языка, а иногда принимали там различное направление. В связи с этим некоторые древние черты сохранились в говорах до настоящего времени. Так, например, в говорах отмечаются случаи беспредложного управления глаголов на месте предложно-падежной формы русского литературного языка. В 1989 году в Дмитриевке Панинского района Воронежской области нами было записано: «Как трудно – надо покричать, своё горе сказать» (вместо о своем горе). Здесь отражено использование беспредложной конструкции в значении предмета речи (делиберативного объекта), восходящей к древнерусскому языку.
Есть случаи, когда говоры идут дальше литературного языка. Известно, что в именительном падеже множественного числа окончание -А, -Я в древнерусском языке могли иметь только существительные среднего рода (болота, поля), затем в говорах и литературном языке это окончание развилось и у существительных мужского рода (берега, города, трактора). Но от существительных женского рода формы с окончанием –А, -Я в литературном языке невозможны. В говорах же в этот процесс вовлечены и существительные женского рода (матеря́, дочеря́, очередя'), т.е. в диалектах родовые различия утрачиваются не только в косвенных падежах множественного числа, но и в именительном падеже.
2. Диалектология связана с современным русским языком. Изучение современных процессов говора может дать ценный материал для лингвистического прогнозирования отдельных процессов современного русского языка и дает практический материал для работы в области культуры речи. Кроме того, литературный язык постоянно подпитывается за счет диалектов. По словам В.В. Колесова, благодаря народной речи происходит обогащение и постоянное обновление литературного языка.
3. Поскольку фольклор создается на диалектной основе, диалектология имеет существенное значение для фольклористики. Существует такая особая область языкознания как лингвофольклористика, изучающая особенности языковой структуры произведений устного народного творчества.
4. Диалектология связана с литературоведением, так как диалектизмы используются многими писателями в различных идейных и художественных целях, для создания народного колорита, для речевой характеристики героев.
5. Язык – явление социальное, и как всякое социальное явление, он связан с историей народа. Диалектные различия – свидетельства былой изоляции говорящих на этих диалектах. Так, границы современных диалектных явлений в известной степени совпадают с границами феодальных княжеств, а иногда даже и с племенными границами словен, кривичей, вятичей, древлян, полян и др.
Диалекты помогают определить, откуда переселялись люди на новые земли в XVI–XIX вв., например, в Сибири, в Придонье и др. землях. Современные говоры Самарской области делятся на три группы: здесь распространены говоры севернорусские, южнорусские и среднерусские в соответствии с тем, откуда прибыли переселенцы.
В Воронежской области также отмечаются говоры по происхождению севернорусские (с. Бродовое, Новый Курлак, Хлебородное Аннинского района), среднерусские (с. Каширское, Коломенское, Московское, Давыдовка, Дракино, Дмитриевка, Можайское и др., коренные южнорусские, восходящие к племенному диалекту вятичей (говоры Нижнедевицкого, Репьёвского, Острогожского районов), и др.
Кроме русских диалектов есть украинские говоры. В Богучарском, Калачеевском, Кантемировском, Петропавловском, Подгоренском и др. районах проживают в основном выходцы из центральных областей Украины (Черниговщины, Полтавщины). В Семилукском, Лискинском и других районах есть сёла, в которых представлены северноукраинские говоры.
Сами носители этих разных языковых основ - русского и украинского - отчетливо осмысляют различия и делят носителей этих языковых групп на хохлов и москалей.
Но и русские в этнолингвистическом плане неодинаковы. В 1990 г. нам пришлось встретиться с высокомерным отношением крестьян с. Дмитриевки Панинского района (среднерусского по происхождению) к людям окружающих сел: замечая приближенность своего говора к русскому литературному языку по сравнению с речью жителей окружающих сел, они называют себя русскими, а тех – гамаями. Причем «низость» в языке переносится на низость в социальном положении. Их колхоз (им. Калинина) был отстающим, и многие неудачи они связывали со своим председателем: «Да он же из гамаёв, чего ж с него взять».
6. Диалектология тесно связана с археологией. Археологические данные подтверждают данные летописи о расселении древних восточнославянских племен, раскопки «селищ» и «городищ» позволяют довольно точно определить территорию, занимаемую отдельными племенами в разные периоды их развития. Раскопки близ с. Борщево Хохольского района дают возможность определить, что древние славяне на Дону имели особый облик, не совсем совпадающий с вятичами (А.Н. Москаленко). Кроме того, с 1951 года археологические экспедиции под руководством проф. Арциховского и др. ученых при раскопках в районе древнего Новгорода обнаружили грамоты, написанные на бересте. Это - неоценимая находка для истории русского языка, для диалектологии. По содержанию берестяные грамоты представляют собой частные письма, которые писали обыкновенные люди друг другу. В них отразились черты новгородского диалекта XII–XV вв. Например, грамота № 9:
Отъ гостяты къ васильви еже ми отьць даялъ и роди съдаяли а то за нимь а нынѣ водя новую женоу а мънѣ не въдасть ничьто же избивъ рукы пустилъ же мя а иноую поялъ доеди добрѣ сътворя.
Наиболее полное изучение этих грамот было предпринято А.А.Зализняком.
7. Диалектология тесно связана с этнографией – наукой о материальной культуре народа. Диалектология и этнография имеет связи двусторонние. С одной стороны, крестьянские постройки, домашняя утварь, орудия труда, бытовые предметы, одежда, а также старинные обряды имели раньше местные различия, которые изучает этнография. С этими различиями часто бывает связано и различие в названиях соответствующих предметов или понятий. Причем, языковая противопоставленность севернорусского и южнорусского наречий совпадает с противопоставленностью этнографической. С другой стороны, сами диалектные названия предметов и понятий крестьянского быта являются важными этнографическими признаками.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением