logo search
макет-диалектология

Рекомендации для преподавателя

Первое занятие имеет большое значение для изучения диалектологии, поэтому преподаватель должен постараться заинтересовать студентов самим предметом – изучением народной речи/

Начать занятие нужно со слов о целях и задачах изучения русских народных говоров, в т.ч. и воронежских, на современном этапе. Оно необходимо для изучения материальной и духовной культуры русского народа, отраженной в языке; для участия в сборе материала для лексического атласа русских народных говоров; для лингвокраеведческой работы в школе; для воспитания любви к малой Родине, к своему народу.

С этой целью очень важно получить навыки и умения ведения беседы с информантами. Исследователь должен занимать активную позицию в беседе с информантом, уметь слушать и слышать его, направлять беседу в нужное русло, выяснять вопросы, возникшие в ходе беседы.

Существует несколько типов вопросов: 1) на поддержание беседы; 2) на выявление лексики по определенной тематике (семейные отношения, растительный мир, садоводство, народная медицина, духовная культура, календарная обрядность и т.д.); 3) на семантизацию слов (не пропускать ни одного незнакомого, нелитературного слова с невыясненным значением); 4) использовать прием переспроса и др.

Ответы к заданию 4 практического занятия 2: 1) жиздринский; 2) суджанский; 3) щигровский; 4) обоянский; 5) донской.

Таблица

К ответу на задание 2 практического занятия 8

Словарные

Семантиче-ские

Словообра-зовательные

Морфоло-гические

Фонема-тические

Акценто-логические

чапля

залиться

жалковать

морква

вышня

удобней

гомонок

потолок

остареть

болезня

паска

возле

чашка

знатный

петун

церква

очен

туча

калюжа

матрёшка

наседуха

печеня

ндравиться

дышать

елань

бодрый

овчарник

заблудить

завтря

высоко

баско

веко

мураши

муха

кабарошка

пахать

потом

векша

орать

голбец

жалеть

гутарить

Приложение 2.