Литература
Основная
Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Русская диалектология. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина и др.; Под ред. В.В.Колесова. – 3-е издание – М.:, 2006. C. 6-21, 27-28.
Русская диалектология. Под ред. П.С. Кузнецова. - М., 1973. (с.5-34).
Русская диалектология. Под ред. проф. Н.А. Мещерского. - М., 1972. (с. 5-32).
Дополнительная
Герд А.С. Несколько замечаний касательно понятия «диалект» // Русский язык сегодня. Вып. 1. – М., 2000. – С. 45-52.
Громов А.В. Письма жгона с фронта // Сельская Россия: прошлое и настоящее. Доклады и сообщения Девятой Российской научно-практической конференции Вып. 3. – М., 2004. - С. 406-407.
Зализняк А.А. Новгородские берестяные грамоты с лингвистической точки зрения // Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на берёсте (из раскопок 1984-1989 гг. – М., 1993).
Москаленко А.Н. Городище Титчиха. Из истории древнерусских поселений на Дону. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1965.
Черенкова А.Д. Воронежские диалектные тексты как источник для изучения русского национального языка, истории и культуры народа. Учебное пособие. – Воронеж: Полиграф, 2009.
Для обязательного конспектирования
Чернышев В.И. Сокровища родного слова // Избранные труды в 2-х т. Сост. А.М. Иорданский, В.Г. Костомаров, И.Ф. Протченко. Т. 2. - М., 1970. (с. 531-537).
ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРОВ
Лекция 2
СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ И УДАРНЫЙ ВОКАЛИЗМ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ
I. Суперсегментные единицы в диалектной фонетике: слог, ударение, интонация, темп речи.
II. Ударный вокализм в русских народных говорах:
Система гласных; наличие [ô], [ê];
Судьба древнерусского [ѣ];
3. Отсутствие перехода [е] в [о];
4. Переход [а] в [е] между мягкими согласными;
5. Смешение этимологических гласных [а] и [о] в корне слова.
I.Суперсегментные единицы диалектной фонетики: слог, ударение, интонация, темп речи
Слог как сегментная единица есть линейная последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слоговых и неслоговых звуков. Любое изменение одного из звуков приводит к заместительным процессам. Рассмотрим некоторые из описанных Л.Л. Касаткиным таких явлений.
1. Утрата безударного гласного ведет к образованию слоговости сонорного согласного: золто, без памти. Но слоговость согласных для русского языка нехарактерна, и тогда развивается вновь гласный. При этом наблюдаются ошибки и в месте и в качестве исконного гласного. Так можно объяснить словоформы ябълков, ножынцы.
2. Во многих акающих говорах существует тенденция устранять начальные сочетания согласных в слове:
а) на юго-западе путём развития протезы: ирвать, иржать, альняной, аржаной;
б) на юго-востоке начальная группа согласных разделяется эпентезой: съмародина, пъшано, тъварог;
3. Во многих говорах наблюдается второе полногласие: кором, чёлон, дёрен, такого же происхождения современное просторечное пелемени.
Ударение – суперсегментная единица, объединяющая слоги в фонетическое слово. Ударение в русском языке экспираторное (силовое), поэтому в литературном языке самым длительным в слове является ударный гласный (звучность З), менее длительным является 1-й предударный гласный (звучность 2), краткими являются все остальные безударные гласные (звучность I): пъл∆жы'лъ. Таким образом, фонетическое слово в литературном языке строится по схеме 1–2–3–1, где
1 – Ъ;
2 - ∆;
3 - Ы.
В говорах же наблюдается другое соотношение гласных в слове по длительности.
Во многих севернорусских говорах безударные гласные почти не отличаются по длительности: полоте́нце (строится по схеме 2–2–3–2) или пълоте'нцъ (по схеме 1–1–3–1 (рубленая речь)).
В среднерусских говорах гласный 1-го предударного слога может быть равен по длительности ударному гласному (по схеме 1–3–3–1).
В южнорусских говорах при диссимилятивном аканье:
– если под ударением А: винъва'тъ (по схеме 1–1–3–1); если под ударением И, Ы, У, то: пъдари'лъ (по схеме 1–3–3–1) или падар’и’ла (по схеме 2-3-3-2) при слабой редукции.
Диалектные слова от литературных могут отличаться также и по месту ударения: дико́й, холодно́, а также в отдельных грамматических формах: стаканы́, руку́, ничо́го.
Интонация – суперсегментная единица, объединяющая фонетические слова в речевые такты (синтагмы) и речевые такты - во фразы. Наибольшего внимания заслуживает интонация утверждения в большинстве севернорусских говоров.
В литературном языке, среднерусских и южнорусских говорах в повествовательных предложениях тон в центре резко понижается
Отец на работе
В севернорусских говорах в такой фразе интонация близка к вопросительной, но не совпадает с ней – с середины тон повышается, а в конце понижается
Отец на работе
Темп речи: Наиболее быстрый темп речи отмечен в севернорусских говорах с ритмической структурой слова типа 1–1–3–1 и 2–2–3–2. Речь звучит как скороговорка.
Наиболее медленный темп в южнорусских и среднерусских говорах с растяжкой 1-го предударного гласного: ПАрАсЁнАк ф хлЯву пАлАтЕнец сАжрАл. У жителей села Рождествена Лискинского района Воронежской области за медленный темп речи и почти полное отсутствие редукции гласных в слове (по схеме 2-3-3-2) существует дразнилка, присвоенная им жителями окружающих сёл, – «γла-аза-а ло-опну-уть».
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением