logo search
макет-диалектология

Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм

Цель: на примере прослушанного диалектного текста ознакомить студентов с методами сбора материала в полевых условиях; прививать навыки слушать и слышать диалектоносителя, умения наблюдать живую разговорную речь; развивать языковое чутье; познакомить студентов с различными видами транскрипции.

Теоретические вопросы по введению в русскую диалектологию

1. Что такое диалект и что изучает диалектология?

2. Опишите иерархию диалектного языка (говор, группа говоров, наречие).

3. Чем отличается диалект (диалектный язык) от литературного языка?

4. Какие методы используются при изучении диалектов?

5. С какими науками связана диалектология?

6. Каково значение диалектологии для будущего учителя русского языка и литературы в сельской школе?

Практические задания.

Задание 1. Прослушать диалектный текст и отметить особенности ударного вокализма, а также охарактеризовать ритмическую структуру слова, интонацию и темп речи.

Задание 2. Отметить в прослушанном тексте все замеченные диалектные черты на фонетическом уровне.

Задание 3. Проанализировать вопросы ведущего в прослушанном диалектном тексте, определяя цель и эффективность каждого из них. Распределить эти вопросы по схеме:

1) выявление сюжета свадебного обряда;

2) поддержание беседы;

3) выявление лексики с определённым значением;

4) семантизация слова.

Теоретические вопросы по теме «Ударный вокализм».

1. Сколько гласных фонем может насчитывать диалектная фонетическая система?

2. Какова судьба старого ѣ в русских народных говорах?

3. Рассказать о переходе [е] в [о] в русских народных говорах.

4. Что означает смешение этимологических [а] и [о] и какому наречию оно свойственно?

5. В каких случаях наблюдается переход [а] в [е] и какое наречие характеризует эта черта?

Практические задания.

Задание 1. Определите количество гласных фонем и их аллофонов в следующем тексте.

- А шубу шить тоже с овец шерсть брали или как?

- [шу'бы / да / сÈав’е'ц / дл’и'нныи / вы'шъ кал’е'н / а шу'бы н’и'жъ кал’е'н // квухва'йк’и / ан’и' нъзыва'л’ис’ кърата'йкам’и / был з’ипу'н // ва'ты н’е'Èбылъ / ч’ем ут’ипл’а'т’ // з’ипуны' как д’е'лъл’и / ка'к ва'л’ьнк’и д’е'лъиш // пр’е'жд’ь ч’ем ва'л’ьнък зд’е'лът’ / д’е'лъйут’ наст’и'л // кък шын’е'л’ раска'тывъйут’ / ска'тывъйут’ jиеjо' // то'нкъ шэрс’т’ // и шы'л’и изÈн’аво' з’ипу'н нъзыва'ицъ // он о'ч’ьн’ т’о'плый / и он вла'γ’и н’ьÈбъjа'лс’ь // во'т и фс’а' ад’е'ждъ]

Запись произведена студенткой ВГПУ

Кочетовой А., 2004 г Краснолипье

Репьёвского района Воронежской обл.

Образец выполнения задания

Фонема [а] и аллофоны фонемы [а]: ва'ты, раска'тывъйут’, ска'тывъйут’; вла'γ’и, ва'л’ьнк’и; ут’ипл’а'т’; наст’и'л; нъзыва'л’ис’; зд’е'лът’12.

Задание 2. Отметьте в тексте гласные, отсутствующие в литературном языке.