Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
Теоретические вопросы
Предударный вокализм после мягких согласных:
1) еканье и территория его распространения;
2) ёканье и территория его распространения;
3) иканье и территория его распространения;
4) яканье, его подтипы и территория его распространения.
Практические задания
Задание 1. Определите, в каких из указанных ниже слов ударный [е] после мягких согласных соответствует древнему ѣ. Используйте при этом материал Приложения 4.
В стране, делать, серый, ветреный, день, светлый, деревенский, сельский, сели, успел, грешники, в окне, жене, человеческий, советовать.
Задание 2. Затранскрибироаать слова в соответствии с указанным типом предударного вокализма.
Сильное яканье:
Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.
Умеренное яканье:
Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.
Диссимилятивное яканье:
Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.
Ассимилятивное яканье:
Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.
Ассимилятивно-диссимилятивное яканье:
Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.
Задание 2. Определите, в каких из указанных ниже слов ударный [о] после твердых согласных соответствует древнему [о] под восходящим ударением и в каких — [о] под нисходящим ударением, [ъ] или [ы]. Используйте при этом материал Приложения 4.
Окно, весло, далеко, темно, неволя, бесплодно, принесло, сон, столов, сырое (молоко), молодой (человек), молодой (девушки).
Такое (место), пучком, о шестом, слепой (человек), о слепой (девушке), ко второму, пятно, окно, густой (лес), тепло.
Село, кусок, родной (человек), к родной (сестре), смешно, безводный, платок, платков, веслом.
Задание 3. Определить тип и подтип яканья в следующих группах слов с помощью соответствующей таблицы и вспомогательного материала для определения происхождения гласных [о] под восходящим и нисходящим ударением и [е] из ѣ (см. Приложения 2-4 в сб. Баранниковой Л.И., Бондалетова).
[п’атно', р’адо'к, пр’ад’о'м, тр’ас’о'т’, р’аб’и'на, д’ат’е'й, н’ас’т’и', п’ат’и', с’алу', б’ида', п’ату'х, в’исна', в р’ида'х].
[п’итна', р’ады', в’асы', ст’ина', в’адро', л’асо'к, γн’аздо', л’асо'w, йаγо'р, п’ир’ары'w, п’аку'т’, зыв’ал’и'с’, пр’ин’ас’и', п’ат’и', тр’ит’jа'к, т’ил’а'ты, пл’ит’о'ны, б’ил’jо', йиjо', пл’ит’е'н’, нъпр’ид’е'м, н’ид’е'л’у, р’ив’е'ла].
[пр’има'йа, бр’иха'т’, св’икла', хр’асцы', в’адру'шк’и, н’ару'ск’ий, с в’асны', ръзн’асло', н’амно'γъ, П’атро', в’архо'м, б’адо'вый, сн’аγо'в, б’аγо'м, т’ир’а'т’, пъсм’иjа'лъс’, д’ит’а'м, д’ир’о'тца, в’ир’о'ўк’и, б’ир’о'за, п’ин’о'к, пр’ин’ис’е', д’ир’е'вн’и, γр’ам’е'л, γл’ад’е'л’и, с’аб’е', н’ав’е'сту, у с’ал’е'].
[ст’икла', ст’икло'м, р’ика', л’исо'к, в’ирхо'м, р’идо'к, къл’исо'м, р’ида'м’и, р’адо'ф, ст’акло', сн’аγо'ф, сл’адо'ф, ст’ано'й, в’арсты', р’ады', с’ады'и, т’ану', в’арсту', зм’иjа', р’иб’а'т, спр’ид’о'м, п’ин’о'к, т’ип’е'р’, γл’ад’е'л, ф с’ал’е', п’ат’и', в’аз’и', зм’аjу', н’а в’е'р’у, н’аб’е'дный].
[мъйаму', в’аршку', д’аржу'с’, пл’ату'т’, п’ату'х, цв’аты', л’аγу'шка, път’ану'л, с’им’ина', в’ирба'м’и, ун’исла', п’итна'цът’, з’имно'й, в’ир’т’ино', б’ило'к, с’идо'й (человек), съ сл’ипо'й, б’аγи', р’аз’и'на, пъб’ад’и'л, йаи'ц, р’ьб’ат’и'шк’и, γр’аз’и', с’ам’jу', д’ис’а'тък, аб д’ит’а'х, з’ил’ин’а', с’ил’е', с’им’jо'й, б’ил’jо', т’ип’е'р’].
Задание 4. Определить тип предуарного вокализма после твёрдых согласных и после мягких согласных в следующих текстах.
- А как свадьбы проходили, помните?
- [тады´ / ан’к’ / адн’и´ высва´тъл’и д’е´фку / ну / сва´д’бу нач’а´л’и иγра´т’ // пасо´д’ут’ иjе´ / накро´йут’ иjе´ // γул’а´л’и-γул’а´л’и / а γл’ат’ / а н’ив’е´стъ друγа´йа / каса´йа // ш’ш’аста пъл’уб’е´ / а ра´н’шы пъказа´лъс’а (понравилась. – А.Ч.) / н’ипъказа´лъс’а / ат’е´ц высва´тал / жыв’и´ // хъраша´ / н’ихъраша´]
- А приданое было какое-нибудь?
- [пас’т’е´л’ кака´йа / д’ир’у´шк’и натка´йут’ // пр’а´л’и / намы´к’и астаjу´ца / их в’ирт’а´т’ и ткут´ паст’и´лк’и // ш’ш’ас про´ст’ины / н’ипро´ст’ины / м’иткал’у´ ско´къ / п’ир’и´ны // н’ив’е´с’т’и выка´зывыл’и шу´бу штоп шшыт’ как пр’ида´нка / эт са´мый убо´р (cамое ценное в одежде. – А.Ч.) / ил’ пад’д’о´фк’и / ш’ш’ас так’и´х н’е´ту]
- А из чего шили поддёвки?
- [истава´ра (купленной ткани. – А.Ч.) // уна´с тады´ мат’ пъм’арла´ / пад’д’о´фка аста´лъс’а / а мы ръзар’и´л’и и жык’е´ты саб’е´ шшы´л’и]
- Сами шили?
- [аддава´л’и / так’и´и бы´л’и л’у´д’и / нъмашы´нкъх шы´л’и / шв’е´йк’и бы´л’и]
- А где скотину держали?
- [д’иржа´л’и / как таб’е´ сказа´т’ / дл’аав’е´ц д’е´лъл’и каша´р / э´т’и кл’авы´та // искл’аво´ф выγан’а´л’и // анба´ры дл’ахл’або´ф / за´кръм зд’е´лъйут’ и хл’еп туда´ зъсыпа´л’и]
1 Криушанские Выселки Панинского района Воронежской обл. Черенкова Екатерина Михайловна 1917 г. р. (88 лет). Неграмотная. Родилась в Криуше. | Записала и компьютерный набор произвела доцент ВГПУ А.Д. Черенкова. 2005 г. |
- Значит, он снимал порчу?
- [ус’о' он л’ач’и'л / л’ач’и'л // эт как ш’ш’а'свън л’е'ч’ут’ э'т’и / по'рч’у э'ту / п’ир’варо'т жы'зн’и // ... ш’ш’ас как б’ару'т’ (возмущается по поводу того, как много денег берут сейчас за лечение экстрасенсы, колдуны. – А.Ч.) // а то в’ьт’ хто спас’и'ба ска'жа / хто ут’е'рку пр’ин’ис’е'т’ // тады'жа б’е'днъ жы'л’и / эт ш’ш’ас баγа'та / д’е'н’ьх мно'γъ ука'ждъва // тады' б’е'днъ жы'л’и]
- Но что-то всё-таки приносили?
- [пр’инас’и'л’и / а н’е'кътърыи н’е'ч’ьв ждат’ / спас’и'бъ ска'жут’ / дъ и фс’о // ну и пъвр’им’о'ну рас (иногда. – А.Ч.) вы'п’ит’ пр’ин’асу'т’]
- А вы никогда не лечили?
- [ н’ет / унас н’ихто' / а эт улуγа'н’и л’ач’и'л / э'та / д’ад’ γавр’у'ха / э'нтъ л’ач’и'л / и он вы'фч’ил их // пато'м ба'пка ма'ша / э'та то'жа jаγо' до'ч’ л’ач’и'ла / а мы н’ихто' // нас ско'ка / и н’ихто' / нийид’и'н н’авы'фч’илс’и / н’ихто' н’ихат’е'л / а ш’ш’ас вот йирундо'ва // хо'ч’эт с’иб’и'рку / а атн’ей пъум’ира'л’и]
- Ну да, это опасная болезнь.
- [ум’ин’е' с’иб’и'рка-та с’е'ла вот ту'та / а jа / э'та / убал’н’и'цу пашо'л чо'йта / ззуба'м’и ал’ ч’о / ана' пъγл’ад’е'ла ды зъсм’аjа'лъс’а // ана' как зъч’ала' драт’ / суды' / и jа эт / ба'пкъ ма'ша / ана' зъγава'р’ивъла / э'тъ / йаγо' доч’ э'тъγ са'мъва д’е'дъта / раз два зъγъвар’и'л’и / и γато'ва // а то как д’ир’е'т’ / и пу'хн’а / ръзд’ира'йа ру'ку // и зъγъвар’и'лъ два ра'зъ и γато'ва // а эт ш’ш’азвон / с’иб’и'ркъ / ты ды и по'рч’а / вон как’ийи ден’γ'и / пад’е'с’ьт’ тыш’ш’ б’ару'т’ / ды ан’и' сума' сшашл’и' // jа паслу'хъйу път’ил’ив’и'зъру]
С. Ростоши Эртильского района Воронежской обл. Стебунов Егор Фёдорович 1920 г. р., 3 кл., работал разнорабочим, скотником. | Записала доцент ВГПУ А.Д. Черенкова, 2007 год. Компьютерный набор выполнен студенткой ВГПУ Глянцевой А.О. |
[у ста´рых л’у´д’ьх како´й разγаво´р / ан’и´ пъ-друγо´му γъвара´т’ // вон са´шка стаи´т’ // удваjо´м припадн’а´т’ // там л’ажы´т’ / пъγл’ад’е´т’ на´дъ // кто пръв’ир’а´йа / т’е и праду´л’и // са´шка с’иγо´дн’а // а куда´ д’е´н’ис’с’и / у каγо´ брат’ // так шо р’еч’ у нас н’и о´ч’ьн’ // как прывы´кл’и / так и прывы´кл’и // ч’оγо´ jиγо´ склада´т’ // уч’ара´ укарас’а´ (прозвище человека. – А.Ч.) упа´л // он и п’jе / и ку´р’а // ужэ´ пъар’а´дъшнъ // на´шы приjе´дут’ // ум’ин’е´ jес’т’ кл’он // jеγо´ зна´йа // лук γн’иjе´т’ м’иста´м’и // паγл’ад’е´ла // на каоγо´ // ой / кла´ўка / кап’е´йк’у палу´ч’иш / жм’еш / как сок изjа´блъка // у´ч’ит’ // така´йа дъръγав’и´знъ // сыч’а´с γас прыв’аду´т’ / γас пъдв’ал’и´ // мы э´т’им’и д’ила´м’и н’и зън’има´имс’и // атр’иза´л’и върата´ // ишшо´ вр’иза´ицца // д’ив’ано´стъ // пъч’аму´ нъдавы´дъфк’и // ва´н’к’а сказа´л уч’ира´ // ду´мал’и / зажэ´н’к’у запло´т’им // сэ´тъγа расту´т’ // γру´пку нау´л’ицы тапл’у´ // бл’и´скъ пъдаъшла´ // пырыст’ир’а´ла кл’уч’и´ // хай ла´з’а (о моей собаке Тильде.– А.Ч.) / пасу´ду памо´йу // шо ста´ръйа / н’ино´с’им // даъста´ла //
C. Болдырёвка Острогожского района Воронежской области. Информант неизвестен. | Записала и компьютерный набор произвела доцент ВГПУ А.Д. Черенкова. 1999 г. |
-Ольга Ильинична, а как раньше одевались? Ведь не так, как сейчас, правда?
-[оой / ды ма´мушкъ ро´днъйа / как ра´н’и ид’ова´лъс // раз жыла´ пло´хъ / кто даст ко´фту / кто даст jу´пку // тутвът ч’ир’аздво´р / ш’ш’ас вот н’и де´лъйут их / тоды´вьт как’и´йт къз’ак’и´ д’е´лъл’и // а ун’их куч’а´катъ / а jа та´ма рабо´тъйу // она´ и р’иб’ат’и´шъч’къф поко´рм’ит / и м’ин’е´ даст каку´йн’т’ / то н’и´жн’уйу руба´шку / ил’и jу´пку // во´пш’ш’ьм так / кто ч’ово´ даст / тово´ и ид’ова´ла // вот и до´мът ш’ш’ита´й н’ибыло´ / кака´йт была´ куру´шкъ]
-Что было?
-[ды кака´йтъ была´ гн’илу´шка стоjа´лъ / до´мта / ш’ш’ас вот мал’е´н’къ на´избу похо´ш]
С. Хлебородное Аннинского района Воронежской обл. Гальцова Ольга Ильинична 1914 г. р. (92 года), неграмотная, работала в колхозе | Записала и компьютерный набор произвела доцент ВГПУ Черенкова А.Д., 2005 г. |
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением