В начале XX века
А ишшо' был случа'й. Мы' тады' наба'рина пришли' рабôтыть, как ща'с пôмню, о'кыл бе'рига. Рабôтыйим. Нидылякô мыжуки' налôткых сидять ры'бу лôвють. Уш по'лдинь, жара' пике'ть - мôчи нêту. И слы'шым бу'ттъ дылякô- дылякô гôлыс, тако'й пратя'жный, стаскôй, каггалôся: «Рôк прашёл – явô нêт. Рôк прашёл – явô нêт. Рôк прашёл – явô нêт». И так датрёх рас. Мы усê слыха'ли. Арабêли, астынави'лись. И вôт пыдарôги прика'шшык ска'ча. Астынави'лси о'кыл кустôв и нача'л руба'ху сыма'ть. Ба'бы ки'нулись явô акара'чивыть, штыбувôду нялêс раска'звыють яму' прагôлыс, како'й слыха'ли. Други'йь пабêгли свêдрыми зывадôй: «Давай мы тибе' тут абалье'м!». А он рве'цца уряку'. Ба'бы нипуска'ють, льють ныняво' извêдир – и он стал ти'хъ асади'ццъ- асади'ццъ и по'мир. Нязря гываря'ть: «Ниживи', как хôчиш, а живи, кагбох дасть». Го'спыди, твая' гаспôдня вôля.
Записал доцент ВГПУ Авдеев Ф.Ф.
в селе Ярки Новохопёрского района
Воронежской области, 1961 г.
Задание 3. Определите принадлежность текста к наречию и группе говоров по рефлексам древнерусского ђ: в’и'рный, д’и'душко, вл’и'т’и, п’и'с’н’а, цв’ит, с’и'рый.
Задание 4. Выпишите слова, отражающие переход [а] в [е] между мякими согласными, и укажите, каким говорам свойствен этот процесс (см. текст 51 на с. 29).
Задание 5.Отметьте диалектные черты в области ударного вокализма в следующем тексте.
[jес’ аро'ды / пасо'д’ут’ в’е'н’ик’и / вы'шн’ик / дл’и с’иб’е' хвата'йа]
[аццо'въа ацца' по'мн’у // н’ич’оо' / пр’а'л’и / тка'л’и / зад’ат’м’и' л’ад’е'л’и // борш / лапша' / ка'шу вар’и'л’и сты'квайу / бл’ины' п’акл’и' / хълад’е'ц / кхълаццу' м’а'са наво'р’ут’ // ш’ш’а'с э'нту п’и'ш’ш’у н’ибу'дут’ йе'с’т’] [упл’им’е'нн’ика jе'с’т’ // лу'ч’шы н’инъзав’е'ш // наэ'тъγа наста'ръγа / када'(ш вы'йд’а]
[jаму' ш’ш’ас н’ич’о' н’ипло'т’ут’ // м’ин’е' назна'ч’ил’и нато'рф н’ивэ'тъм // jа была' къмсамо'лкъ // в’арну'лъс’а ванну // вам н’е'куда ит’и'т’] [и ч’ибата'р’ил / и нъмашы'нк’и шы'л // вот по'л’а и по'л’а // л’уд’а'м пло'т’ут’ // пъмал’е'н’к’у жыв’е'м // ка'ждый д’е'н’ хо'ццъ ч’аво'й(та с’jи'с’т’ // из-за э'тъвъ и паду'мыиш // ты ч’о' зр’а' н’ибала'къй / а то пасо'д’ут’]
Записала доцент ВГПУ А.Д. Черенкова
в селе Селявном-2 Лискинского района
Воронежской обл., 2001 г.
Слово преподавателя о различных типах диалектной транскрипции:
Строгая транскрипция с использованием всех принятых в транскрипции знаков.
Упрощенная транскрипция в зависимости от целей и задач передачи на письме диалектной речи.
Фонетическое письмо. Передача на письме диалектной речи в орфографической записи.
Принятую транскрипцию диалектных текстов смотри в Приложении 1.
- Черенкова а.Д.
- Предисловие
- Часть I. Курс лекций Лекция 1 введение
- I. Предмет, задачи и основные понятия диалектологии
- II. Территориальные и социальные диалекты
- III. Соотношение литературного языка и диалектов
- IV. Основные методы исследования диалектов
- V. Связь диалектологии с другими науками
- Образцы севернорусской и южнорусской одежды
- Севернорусские и южнорусские жилые постройки
- VI. Значение курса диалектологии в подготовке учителей русского языка и литературы
- Литература
- II. Ударный вокализм (система гласных под ударением в русских народных говорах)
- Восьми- (семи-)фонемная система гласных в диалектах
- Литература
- Лекция № 3 предударный вокализм в русских народных говорах План
- Гласные первого предударного слога после твердых согласных
- Примеры полного и неполного оканья
- Примеры недиссимилятивного и диссимилятивного аканья
- Диссимилятивное аканье, при котором гласные среднего подъёма воздействуют на предударный гласный как гласные верхнего подъёма
- Типы яканья в русских народных говорах
- Литература
- Лекция 4 консонантизм русских народных говоров План
- Качество заднеязычного согласного [г] в народных говорах
- Губно-зубное и губно-губное образование [в]; позиционные варианты
- Судьба звука [ф] в русских народных говорах
- Характер плавного [л] в русских народных говорах
- Сфера употребления согласного [j] по говорам
- 6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
- Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих
- 8. Явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам
- 8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] в [мм] и [дн] в [нн]
- 8.2.Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных
- 8.3. Ассимиляция сонорных звуков
- Диссимиляция согласных
- 10. Изменение [к’] в [т’] и [г’] в [д’]
- Литература
- Морфология русских народных говоров
- Лекция 5 имя существительное в русских народных говорах
- Категория рода имён существительных в русских народных говорах
- Комментарий к схеме 1
- Особенности в оформлении категории числа в русских народных говорах
- Соотношение основ имён существительных в единственном и множественном числе, отличающихся ударением, в русских народных говорах
- Совпадение основ имён существительных в единственном и множественном числе в говорах севернорусского наречия
- Склонение имён существительных в русских народных говорах
- Диалектные особенности в падежных формах имен существительных по типам склонения в единственном числе
- II склонение
- Особенности склонения существительных на -мя
- Склонение существительных на –мя в русских народных говорах
- Диалектные особенности форм множественного числа
- Лекция № 6 местоимения в русских народных говорах
- Вопросительно-относительные местоимения в русских народных говорах
- Особенности указательных местоимений
- Варианты двуступенчатой системы отдалённости указательных местоимений в русских народных говорах
- Лекция № 7 диалектные особенности в формах имён прилагательных и неличных местоимений
- Диалектные особенности склонения полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе
- Краткие прилагательные во множественном числе
- Сравнительная степень
- Лекция №8 глагол в русских народных говорах План
- I. Общая характеристика глагола в русских народных говорах
- II. Особенности отдельных глагольных форм
- 1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии
- 2. Настоящее время глагола а. Окончания 3 л. Единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями
- Г. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени
- Будущее время в севернорусском наречии
- 4. Прошедшее время в севернорусском наречии
- 5. Возвратность
- 5.1. Категория возвратности
- 5.2. Постфиксы -са/-с, -се/-сь, -сё/-сь, -си/-ся/-сь
- 5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа
- 5.4. [Ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного и множественного числа
- Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
- 6. Вид глагола
- 7. Повелительное наклонение
- 8. Диалектные формы причастий и деепричастий
- 8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях
- 8.2. Суффиксы -вши, -мши, -тши и др. В деепричастиях
- Синтаксис Лекция № 9 особенности диалектного синтаксиса
- Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний
- 1.1. Словосочетания числительных с существительными
- 1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве
- 1.3. Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм
- 1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами
- 2.1.3. Полные прилагательные и причастия в роли сказуемого.
- 2.2. Согласование подлежащего со сказуемым.
- 2.3. Способы выражения главного члена в безличном предложении
- 2.3.1. Пассивные конструкции с кратким страдательным причастием
- 2.3.2. Инфинитивные конструкции с глаголом быть
- 2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы -то
- III. Диалектные особенности в построении сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 1. Характеристика диалектной лексики по составу
- 2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия
- Противопоставленные диалектные различия в плане выражения
- Типы противопоставленных диалектных различий
- В плане содержания
- 5. Тематические группы диалектных слов
- I. Природа:
- II. Человек:
- III. Трудовая деятельность:
- IV. Материальная культура
- V. Питание
- VI. Пути сообщения, транспортные средства
- 6. Внутрисистемные отношения в лексике
- Полисемия в диалектной лексике
- Дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора
- Омонимы
- Антонимы в диалектах
- 6. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне
- 7. Диалектные словари
- Лингвогеография
- Лекция № 11 диалектное членение русского языка План
- 1. Первая диалектологическая карта русского языка (1915 г.)
- 2. Вторая диалектологическая карта русского языка (1965 г.)
- 2. Противопоставленные диалектные черты севернорусского и южнорусского наречий по всем языковым уровням
- Противопоставленные черты севернорусского и южнорусского наречий
- 3. Севернорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 4. Южнорусское наречие, территория его распространения, группировка говоров, языковые черты
- 5. Среднерусские говоры, их история, группировка говоров, основные языковые черты
- Среднерусские переходные говоры
- Лекция 12 Типология говоров Воронежской области
- 1. История заселения Воронежского края
- 2. История изучения говоров Воронежской области
- 3. Типология говоров Воронежской области
- Талагайские диалекты
- Русский тип говора в Воронежской области
- Русско-украинские контакты
- Литература
- Лекция № 13 некоторые сведения из истории русской диалектологии
- Лекция № 14 работа учителя русского языка в сельской школе
- Особенности использования учебника русского языка в сельской школе
- Литература
- Часть 2. Практические занятия Практическое занятие № 1 введение. Ударный вокализм
- В начале XX века
- Литература
- Практическое занятие № 2 предударный вокализм после твёрдых согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 3 предударный вокализм после мягких согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 4 система согласных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 5 морфологические особенности имён существительных в русских народных говорах
- Практическое занятие № 6-7 морфологические особенности местоимений и прилагательных в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 8-9 морфологические особенности глагола в русских народных говорах
- Литература
- Практическое занятие № 10
- Практическое занятие № 11. Лексика русских народных говоров
- Литература
- Практическое занятие № 12. Лексика русских народных говоров и её отражение в диалектных словарях
- Литература
- Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 14 чтение и комплексный анализ южнорусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 15 чтение и комплексный анализ среднерусского текста
- Литература и методические рекомендации
- Практическое занятие № 16-17 чтение и комплексный анализ текста (контрольная работа)
- Литература
- Формы контроля контрольная работа аудиторная контрольная работа
- Вопросы к зачету по диалектологии
- I. Предварительные замечания.
- II. Теоретические вопросы.
- Рекомендации для преподавателя
- Требования к транскрибированию диалектных текстов и инструкция к вводу их в компьютер
- Требования к печатанию
- Материал набирать отдельными файлами.
- Текст 1
- Слова и формы с этимологическим ѣ16 Список слов с этимологическим ѣ
- Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
- Список слов с [о] под восходящим ударением