logo search
макет-диалектология

Практическое занятие № 13 чтение14 и комплексный анализ севернорусского текста

Текст для чтения и анализа:

[ jа запо'мнʼила / дак дʼерʼевʼа'ным соха'м паха'лʼи // jа жʼила' на конʼцʼе' / как jêдʼо'ш дак домот влʼе'вʼь остаjо'тцʼа // ц’ʼесы'тʼи мы лонʼи' купʼи'лʼи да цʼо'то плôхъ хôдʼат // унас дʼи'вушка jесʼ / до'цʼи старʼико'ва / мʼинʼе'то нʼеро'дна // она' здʼи'сʼ рабо'тат // на'до коро'ва дои'тʼ // она' помога'ла / колды' икоро'ву поцʼи'ркатʼ ифсʼо // кjо'й робʼетʼи'шко хôдʼит // брат умʼена' малʼе'нʼко поду'цʼон был / пушнʼи'ной торгова'лса / торго'вой был // зайцʼи'ну брал давʼе'кшоф // э'то jа скʼипʼетʼу' водʼи'цʼʼкʼи вам и поуку'шаитʼо // ско'ро дʼе'душко оздоровʼе'йот // ру'кʼито ошо' позʼе'блʼи лонʼи'сʼ вôт издʼе'лалса како'й-то рʼематʼисʼ // убрала' во'дуту / аско'вороду забы'ла убра'тʼи // по'зно бо'лʼо у'жʼинайом / лʼе'гу / дак нʼемо'жно укла'сʼтʼисʼ / азаусну'тто нʼемогу' // вот как знат дʼе'ло / была' здʼи'сʼ суха'йа jо'лка и вот поjе'той jо'лкʼь прозбʼишшото ида'лʼи сухоно'говото // снʼе'гуту бо'лʼе лонʼско'во намʼело' / крожʼеству'ту прʼишо'л мужʼи'кот / дак ито нʼевʼе'рʼила // ты па'вʼол // упа'ла jа как нʼежʼива'йа здʼе'лаласʼа // плʼесну'лʼи мʼинʼе' водо'й / jа ожʼивʼе'ла / сʼе'ла нала'фку иглʼежу' найево' нʼенаглʼедʼу'сʼа ]

Запись сделана В. В. Симоновым

в д. Сухоногово Верховинского района

Кировской обл.

Комплексный анализ текста производится с целью освоения основных положений русской диалектологии, усвоения диалектных черт, свойственных северновеликорусскому и южновеликорусскому наречиям и группам говоров каждого из них и среднерусских переходных говоров, сопоставления диалектной системы на каждом языковом уровне с системой литературного языка. Используется текст из: Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник упражнений по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1986. – С. 29, текст 51.

Фонетика

  1. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?

  2. Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.

  3. Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?

  4. Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.

Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?

Морфология

Имя существительное.

  1. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?

  2. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?

  3. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.

Местоимения и прилагательные

Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.

Глагол

Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.

Синтаксис

Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.

Лексика

Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.

Вывод

К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?