logo search
КЛИМЕНКО_РЕМЕСЛО ПЕЕРВОДА

Образцы работы над предложением

1. In older times the energy of falling water was utilized by means of water wheels.

Вопрос: - Найдите грамматическое сказуемое; определите форму глагола: время, число, лицо.

Ответ: Сказуемое was utilized отыскивается по показателю – вспомогательному глаголу to be (was). Сказуемое стоит в Past Indefinite Passive; 3 лицо единственного числа. Границы группы сказуемого определяется предлогом by, вводящим косвенное дополнение.

Вопрос: - Найдите грамматическое подлежащее; определите группу подлежащего.

Ответ: - Грамматическое подлежащее the energy находится по двум признакам:

а) по положению слева от группы сказуемого;

б) по наличию артикля the, стоящего перед подлежащим. (Группа слов in older times не может быть подлежащим, так как возглавляется предлогом.) Группа подлежащего:

The energy of falling water.

Вопрос: - Чем является предложная группа of falling water. Определите форму и функцию слова falling; каково значение предлога of.

Ответ: - Предложная группа of falling water является правым определением к слову the energy и входит в состав группы подлежащего.

Слово falling здесь Present Participle от глагола to fall (это не герундий, т.к. предлог of, стоящий впереди, относится не к falling, а к существительному water); falling выполняет функцию определения к слову water, занимая обычное место левого определения (между определяемым словом и его артиклем).

Предлог of является эквивалентом русского родительного падежа.

Вопрос: - Определите вид предложения: простое или сложное.

Ответ: - Предложение простое (распространенное), т.к. содержит лишь одно сказуемое (глагол в личной форме was utilized) и одно связанное с ним подлежащее (the energy).

Вопрос: - Определите остальные члены предложения.

Ответ: - Предложная группа in older times является обстоятельством времени, занимающим нулевое место (фронтальное положение);

By means of water wheels является предложным косвенным дополнением.

Вопрос: - Каково значение предложного оборота by means of и в какой функции выступает здесь слово water?

Ответ: - Предложный оборот by means of означает при помощи, посредством.

Существительное water, занимающее место перед существительным wheels, использовано в атрибутивной функции и выступает в роли определения.

Вопрос: - Определите исходную форму незнакомых слов и отыщите их значение по словарю.

Ответ: - а) utilized – отбрасываем суффикс –ed и находим в словаре глагол to utilize использовать, утилизировать.

б) wheels – отбрасываем суффикс множественного числа –s и находим значение существительного wheelколесо.

Вопрос: - Переведите предложение сначала дословно.

Ответ: В более старые времена энергия падающей воды была использована при помощи водяных колес.

Вопрос: - Дайте литературный вариант перевода.

Ответ: - В древности энергия падения воды использовалась с помощью водяного колеса.

Вопрос: Разбейте предложение на речевые такты и прочтите его с правильным ударением и ритмикой.

Ответ: - In ‘older ‘times | the ‘energy of ‘falling ‘water | was utilized | by ‘means of the ‘water ‘wheels.

2. To accelerate the process, the experimenter raised the temperature as evaporation is known to take place more rapidly at a higher temperature.

Вопрос: - Найдите сказуемое в предложении.

Ответ: - Здесь два глагола в личной форме, т.е. два сказуемых: raised и is known.

Первое сказуемое – raised определяется по окончанию Past Indefinite правильных глаголов: -ed, а второе – is known – по вспомогательному глаголу to be (is); второе сказуемое стоит в Present Indefinite Passive; 3 лицо единственного числа.

Вопрос: - Найдите подлежащее.

Ответ: - Здесь имеется два подлежащих, каждое из которых связано со своим сказуемым.

Первое подлежащее the experimenter (связано со сказуемым raised) обнаруживается по двум признакам: а) по местоположению слева от сказуемого; б) по определенному артиклю (при отсутствии предлога).

Второе подлежащее – evaporationto take place. Это сложное подлежащее, характерное для «субъектного инфинитивного оборота». Находится оно по признаку этого оборота – сочетанию пассивной формы с инфинитивом. Субстантивная часть этого сложного подлежащего – evaporation – находится слева от сказуемого (is known).

Вопрос: - Определите, простое это предложение или сложное.

Ответ: - Предложение сложное, т.к. имеет два подлежащих и два связанных с ним сказуемых.

Предложения связаны по способу подчинения, на что указывает подчинительный союз as, вводящий придаточное предложение причины.

Вопрос: Разберите остальные члены главного предложения.

Ответ: - а) To accelerate the process – инфинитивная группа, выступающая в функции обстоятельства цели (но не подлежащего, т.к. подлежащее the experimenter находится непосредственно слева от сказуемого).

б) the temperature – занимает место справа от сказуемого и выполняет функцию прямого дополнения.

Вопрос: - Разберите остальные члены придаточного предложения.

Ответ: - а) more rapidly – обстоятельство образа действия;

б) at a higher temperature – обстоятельство времени.

Вопрос: - Определите исходные формы незнакомых слов и отыщите их значение по словарю.

Ответ: - а) experimenter – отбрасываем суффикс –er, образующий от глагола существительное со значением действующего лица, и устанавливаем исходную форму глагола to experiment производить опыт.

Выводим значение слова experimenterэкспериментатор.

б) evaporation – учитывая, что это субстантивная часть сложного подлежащего, отыскиваем значение слова в разряде существительных – испарение.

в) to accelerate дано в исходной форме – ускорять.

г) rapidly – отбрасываем суффикс наречия –ly и отыскиваем прилагательное rapid быстрый.

Вопрос: - Переведите предложение дословно.

Ответ: - Ускорить процесс экспериментатор поднял температуру, т.к. известно, что испарение имеет место более быстро при более высокой температуре.

Вопрос: - Дайте литературный вариант перевода.

Ответ: - С целью ускорения процесса, экспериментатор повысил температуру, т.к. известно, что с повышением температуры испарение увеличивается

Или

Как известно, с повышением температуры увеличивается и испарение, поэтому экспериментатор повысил температуру, чтобы ускорить процесс.

Вопрос: - Разбейте предложение на речевые такты и прочтите его с соблюдением правильного ударения и ритмики.

Ответ: To accelerate the ‘process | the experi’menter | ‘raised the ‘temperature | “as evaporation is ‘known to ‘take ‘place more ‘rapidly at a ‘higher ‘temperature.