logo
Виноградов В

§ 25. Теория трех степеней как количественных или качественных видоизменений одной глагольной основы

      Новая фаза в истории учения о видах начинается с "Филологических наблюдений" Г. Павского (110). Здесь глубже осознаны национально-русские своеобразия категории вида. Виды по аналогии со степенями сравнения прилагательных названы степенями. Они сделаны грамматическим центром системы русского глагола. Особенно выдвинут количественный момент в видовых различиях глаголов. "Наш язык... взял на себя обязанность изображать самое количество времени, употребленного на действование, и большую или меньшую величину пространства... В глаголах степенями означается мера продолжительности и объем действия. Когда отмечается в глаголе самое определенное и тесное пространство или наималейшее продолжение действия и мгновенное явление, тогда я называю этопервоюстепеньюглагола (например:мелькнуть, кончить, уйти, прочитатьи т. п. —В.В.). Когда же отмечается неопределенный, однако ж обширный круг действия и явления, тогда я называю этосреднеюстепеньюглагола (например:мелькать, почитывать, поглядывать, летать, скакать.В.В.); и, наконец, более обширный и более неопределенный круг действия, где оно по своей неопределенности как бы теряется из виду, я называюпоследнеюстепеньюглагола (например:читывать, видывать, хаживать, скакивать.В.В.). Глаголы первой степени иначе у нас называютсяоднократными, глаголы второй степени —многократными, глаголы третьей степени я называюмногократнымидальними(а не давнопрошедшими)" (111)6 .

      Подчеркивая количественные различия между видами, Павский очень тонко описал технику видового словообразования (суффиксального и префиксального). В книге Павского даны списки основ простых глаголов с распределением их по степеням и с указанием приемов предложного производства глаголов. "Знающему степени простых глаголов весьма легко определить и степень предложных. Всякий предлог стесняет пространство. И потому, если он будет приложен к простому глаголу последней степени, то переведет его на среднюю; а если будет приложен к глаголу средней степени, то переведет его на первую степень, т. е. теснейшую. Поэтому всяк узнать может, что предложные глаголы проживать, перечитывать, происшедшие отживать, читывать(3-й степени), принадлежат к средней степени и что глаголысделать, сработать, происшедшие от второстепенныхделать, работать, стоят на первой степени" (115). Павский считал соотносительные глаголы разных степеней разными словами. "Глаголы всех трех степеней гораздо удобнее расставлять в словарях отдельно, потому что они состоят в зависимости только от корня, а сами между собою не всегда подчинены друг другу" (116). Считая различия степеней основой русской глагольной системы, Павский упростил сложную ломоносово-востоковскую теорию времен. Он ставил формы времени в полную зависимость от видовых различий. Павский находил в глаголах средней степени (несовершенного вида) три времени: настоящее, прошедшее и будущее описательное, в глаголах первой степени — однократных и совершенных — два времени: будущее и прошедшее и в глаголах третьей степени - многократных дальних — одно прошедшее (117).

      Критики Павского упрекали его, что он в понятии степени смешал разные признаки. "Степень силы действия нельзя сопоставлять со степенью широты пространственной, а степень продолжительности нельзя сравнивать со степенью близости или дальности проявления действия" (118).

      Наиболее глубокая и вместе с тем сочувственная критика учения Г. Павского о видах принадлежит А. А. Потебне (119). Потебня доказывает, что "деление на три степени неполно". В пределах одной и той же степени сталкиваются разные типы глаголов. Так, к первой степени у Павского относятся глаголы непроизводные вродедать, пастьи моментальные, однократные с суффиксом -ну-:мелькнутьи образованные посредством префиксации:уйти, прочитать. Между тем глаголы "однообразные" (моторно-определенные) типалететь, брести, нестии т. п., в сущности, не подходят ни под одну из трех степеней Павского. "Лететьлечуне может быть глаголом однократным, подобно мгновенномумелькнуть, и не может принадлежать к первой степени Павского. Но глагол этот не может принадлежать и ни к какой другой степени, потому что он, очевидно, не может быть назван многократным". Павскому поневоле приходится все моторно-определенные глаголы (вроделететь, плыть, нестии т. п.) причислить ко второй степени. "Таким образом, вторая степень, если оставить в стороне глаголы прерывистые (почитывать), совмещает в себе две не идеальные, а явственно обозначенные языком степени: с одной стороны,плыть, лететь, садить, сдругой — произведенные от нихплавать, летать, сажать". Отсюда А. А. Потебня делает заключение "о недостаточности тройственного деления". Это заключение подтверждается и тем, что, по Павскому, "во многих глаголах есть по две первые и по две, по три вторые степени, совершенно различные по образованию и значению, между тем как в других вовсе нет третьей степени, хотя есть форма, которая могла бы иметь значение ее". Например,двинуть, сдвинутьисдвигатьотносятся Павским к первой степени. "Спрашивается, с какой же стати глаголы, какзакинутьизакидатьи множество других подобных, различных по форме и по степени длительности, соединяются в одну степень?" (120) Ср.:сбросатьисбросить. Необходимость втискивать в рамки одной степени глаголы разного морфологического строя и разных количественных значений и оттенков (например, среди глаголов второй степени:ломить, ломать, выламывать;бежать, бегать, выбегатьи т. п.) лишает схему Павского единства и цельности.

      Кроме того, Потебня подчеркивает, что "в степенях Павского мы не находим исторической последовательности". Но "постепенность не историческая, а такая, при которой первая степень названа первою по индивидуально-психологическим побуждениям, а в языке оказывается не первою, такая "идеальная" постепенность не имеет для языкознания никакой цены". Между тем в учении Павского нарушена вся перспектива формообразования. "Глаголы мгновенные, принадлежа к первой степени (кольнуть), производятся из первообразных (колоть), которые по значению суть многократные неопределенные и принадлежат ко второй степени" (см.:Павский, § 28 и 19). Точно так же глаголы окончательные, или решительные, какпрочитать, принадлежат к первой степени, а простые, какчитать,ковторой. Глаголы прерывистые (почитывать) принадлежат ко второй степени, а простые (продолжительные дальниечитывать)ктретьей" (121). Таким образом, схема Павского не соответствует ни исторической, ни этимологической последовательности явлений. Но она не отражает или во всяком случае отражает очень неполно и односторонне и картину живых морфологических отношений в структуре глагола. Так, Павский допускает, что предлоги то "переводят" глагол из одной степени в другую (например,петьспеть), то не имеют никакого влияния на степень длительности (ср., например,ходитьивыходитьв отличие отвыходить).

      Наконец, Павский совсем упускает из виду основные понятия — совершенности и несовершенности. "Совершенность и несовершенность не исключает степеней длительности". Глагол каждой из трех степеней Павского может быть несовершенным (идти, ходить, хаживать). Но, по мнению Потебни, глагол каждой из трех степеней может быть также совершенным (пойти, заходитьначать ходить,запохаживатьначать похаживать; ср.:понавыталкивать, повытолкатьивытолкнуть).

      Мысли Павского послужили отправной точкой для новой теории видов, изложенной К. С. Аксаковым в брошюре "О русских глаголах" (1855). К. С. Аксаков воспринял учение Павского о трех степенях, но придал понятию степени более качественную окраску. "Здесь определяется самое действие в его существенных проявлениях, в его моментах..." (122) "Русский глагол имееттристепени, выражающие различные определения (моменты) самого действия в его существенном значении:степеньнеопределенная, степеньоднократная, степеньмногократная. Изменение глагола по этим трем степеням в лице и числе — естьспряжение" (123). Категория вида кладется Аксаковым в основу всей системы спряжения. Видовые изменения глагола — центр спряжения. Естественно, что К. С. Аксаков признает разные видовые варианты одной и той же основы формами одного и того же глагола. "Все эти формы — формы одного и того же глагола, но формы не времени, а качества действия: понятие же о времени... есть выводное из качества действия" (124)7 .

      Теория К. С. Аксакова была углублена проф. Н. П. Некрасовым8 . Проф. Некрасов старался устранить двойственность признаков — количественных и качественных в определении категории вида. "В русском глаголе качественность формы бросается в глаза с первого взгляда... Качественность действия заключается в свойстве его проявляться кратко или быстро и медленно или продолжительно. Краткость и продолжительность проявления действия соответствуют сжатости и растяжению формы" (128)9 . "Будучисвойством, продолжительность действия может проявляться в различной степени, т. е. она может быть меньшею и большею продолжительностью. Наименьшая продолжительность будет, конечно, та, в которой начало действия совпадает в сознании с концом его... Напротив, наибольшая продолжительность будет, конечно, та, в которой конец действия представляется для сознания наиболее удаляющимся от его начала" (132). В этих случаях "сама продолжительность представляется сознанию повторяющеюся от времени до времени" (133). Эта "кратность, будучи степенью продолжительности, главным образом имееткачественноезначение, выражая особую силу, энергию действия в его проявлении" (134). Однако "таким пониманием кратности действия мы не хотим и не может отрицать безусловно количественности ее значения для действия, но желаем лишь сохранить ее существенное значение,значениекачественное, которое может легко переходить и в количественное" (135). "Качественность русского глагола представляет три главных степени своего проявления:

      1) краткую (двинуть, махнуть.В.В.),

      2) продолженную (двигать, махать.В.В.),

      3) кратную (двигивать, махивать.В.В.)" (136).

      Основой видовых изменений глагола является "продолженная степень" (т. е. несовершенный вид). В форме продолженной степени "продолжительность действия представляется сознанию независимою от проявления действия на самом деле" (137), т. е. как свойство, которое может проявляться (например:двигать, катать). "Форма продолженной степени (т. е. несовершенного вида. —В.В.) существует у всех глаголов. Остальные две формы могут быть и не быть, смотря по смыслу действия, выражаемого продолженною степенью... Но вообще продолжительность легче может быть усилена, чем сокращена; ибо усиленная продолжительность есть все-таки не что иное, как та же продолжительность, а краткость есть как бы уничтожение, отрицание продолжительности..." (138). Поэтому, по мнению Некрасова, "в русском языке встречается гораздо менее формкраткойстепени (т. е. совершенного вида), чем формкратнойстепени" (139). Этот упор на "многократный" вид, свойственный по преимуществу устной речи и народной словесности, обличает народническую основу грамматических построений Н. П. Некрасова. И все же эти грамматические построения не находили поддержки в живых фактах русского литературного языка XIX века. Н. П. Некрасов, так же как и Аксаков, считал все соотносительные видовые варианты формами одного и того же глагола.

      Теория трех степеней представляет собой оригинальную попытку осмыслить виды русского глагола как разные формы выражения степеней качества. Понятие степени раскрывалось или как сочетание количественно-временных и пространственных признаков действия (Павский), или как сочетание количественно-временных и качественно-временных признаков (Аксаков), или как сочетание качественно-временных признаков с признаками силы, энергии действия (Некрасов). Несмотря на ряд отдельных глубоких наблюдений, теории Павского, Аксакова, Некрасова не охватывали всех явлений видового соотношения и явно смешивали кратные значения и оттенки с качественно-видовыми.

      Критика А. А. Потебни в одинаковой мере была направлена против всех этих теорий.