logo
Виноградов В

§ 29. Взаимодействие лексических и грамматических значений в видовых формах глагола

      Соотносительные парные формы совершенного и несовершенного вида — при отсутствии различий в лексических значениях — являются формами одного и того же глагола. Таковы, например: возделатьвозделывать;выигратьвыигрывать;выключитьвыключать;группироватьсгруппировать;делатьсделать;решитьрешать;дичатьодичать;датьдавать;согретьсогреватьи т. п.

      Одним из доказательств того, что формы совершенного и несовершенного вида объединяются в составе одного и того же слова, является наличие глаголов, имеющих общие формы для обоих видов. Таковы, например, глаголы велеть, женить(ся),казнить, крестить, ранить, родить, устар.полонить, молвить, рушить(ся),даровать, миновать, ночевать, наследовать, исследовать, обследовать, расследовать, исповедовать, обещать, воздействовать, образовать, использовать(ср. вульг.-прост. новообразование для выражения несовершенного вида -использовывать),сочетать, военизировать, советизировать, большевизироватьи т. п. и длинный ряд заимствованных глаголов на -овать, -изовать, -ировать, -изировать:арестовать, атаковать, организовать, телеграфировать, конфисковать, парализовать, экспроприировать, пролетаризировать, коллективизировать, реквизировать, национализироватьи т. п. Однако некоторые из глаголов этого типа образуют формы совершенного вида и посредством префиксов, например:арестоватьзаарестовать(ср. просторечную форму несовершенного видаарестовывать),бальзамироватьнабальзамироватьи т. п.

      В незаимствованных же глагольных новообразованиях, кроме тех, которые производятся с помощью суффикса -изирова(ть) (-изовать), видовые различия вообще выражаются морфологически посредством суффиксов или префиксов (например:выпечь-выпекать;сердиться-рассердиться;портитьиспортить;слабетьослабетьи т. п.). При этом чисто видовое соотношение форм часто нарушается и осложняется примесью лексических различий (ср., например:выдергиватькак форму несовершенного вида квыдернутьи квыдергать;насаживатьнасажать;насаживатьнасадитьинасаждатьнасадитьи т. п.).

      Центральным вопросом изучения категории вида является выяснение тех семантических условий и закономерностей, какими определяется видовое расширение форм одного слова. Категория вида является ареной борьбы и взаимодействия грамматических и лексических значений. В грамматике укрепляется тенденция соединять глагольные образования от одной и той же основы в соотносительные (коррелятивные) видовые пары. Между тем в лексике обнаруживается тенденция к производству от одной и той же основы множества разных глаголов, выражающих разные действия или разные оттенки какого-нибудь действия. Главным средством образования новых лексических значений и оттенков в глаголе являются приставки. Как противодействие этому лексическому дроблению однородных образований в грамматике усиливается тенденция к "грамматикализации" приставок, к превращению их в инструмент чисто видового соотношения форм. Грамматика стремится внести стройный порядок в родственные связи слов, превращая подходящие слова в соотносительные видовые формы одного глагола (например: чувствоватьпочувствовать;петьспеть;фиксироватьзафиксировать; ср.:готовитьприготовитьприготовлятьи т. п.).

      Лексические различия, основанные на словопроизводственных отношениях, напротив, оттягивают один глагол от другого, выстраивая их в цепной ряд (ср. дернутьвыдернуть). Возникает цепь глаголов с одной и той же основой, ответвляющихся друг от друга и примыкающих один к другому, но находящихся на разных ступенях близости по отношению к основному глаголу, от которого начался процесс словопроизводства (212). Категория вида стягивает звенья этой цепи, переплетая их парами. Каждая пара стремится слиться в одно слово, образовать чисто видовое соотношение. Категория вида как бы сцепляет парные формы, находящиеся на смежных ступенях словопроизводства.