logo search
Виноградов В

§ 12. Типы наречий, состоящих из беспредложных форм существительных. Причины адвербиализации этих форм

      В кругу наречий, восходящих к беспредложным формам имени существительного, обнаруживается тесная связь с функциями таких именных падежей, которые склонны к выражению обстоятельственных отношений. Таким падежом является преимущественно творительный падеж. В самом деле, беспредложных наречий, соотносительных с формами творительного падежа имени существительного, больше всего в современном русском языке. Этот разряд беспрефиксных наречий особенно продуктивен: кубарем, кувырком, живьем, авансом, чудом, рядом, градом, даром, летом, утром, гужом, порожняком, разом, ничком, бочком, молчком, пешком, торчком, рывком, шагом, битком, ползком, силком, целиком, дыбом, нагишом, босиком, калачикоми т. п. (в этом случае иногда различие между формой творительного падежа существительного и наречием обозначается перемещением ударения:бегом, верхом, кругом); женского рода:зимой, весной, порой, рысью, волей-неволей, гурьбой, украдкой, сторонойи т. п.

      Есть единичные наречия, соотносительные с творительным падежом множественного числа имен существительных: временами, верхами(устарелое),сажонками(плыть). Ср. у Пушкина: "Чиновники разъезжаливерхамина карабахских жеребцах"; "Они [татарки] сиделиверхами, окутанные в чадры". У Достоевского: "Явились... но не в экипаже, аверхами" ("Бесы") (30).

      Среди других типов беспредложно-отыменных наречий, соотносительных с формами существительного, выделяются следующие группы:

      1. Непроизводительная группа разговорных наречий, соотносительных с именительно-винительным падежом имени существительного и имеющих яркую эмоционально-качественную окраску: смерть, ужас, страсть, страх(нередко в сочетании скак) в значении: очень сильно (ср. в том же значении:страшно, ужасно, адски, чертовски, дьявольски, бешенои некоторые другие). Например: "Яужаскак ревнив" (Пушкин); "Иван Иванович... уходилсястрахи прилег отдохнуть" (Гоголь); "Когда же им случалось оставаться вдвоем, Маше становилосьстрахнеловко" (Тургенев, "Бретер"); "И весело мнестрахвыслушивать о фрунтах и рядах" (Грибоедов, "Горе от ума"); "Ясмертьпить хочу"; "Ему самому былосмертьсмешно" (Лесков, "Соборяне"); "Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что оначудокак умна и нравственна" (Л. Толстой, "Крейцерова соната")20 .

      2. Ограничена узким кругом группа наречий, состоящих из формы винительного падежа времени: сейчас, тотчас, ср.посейчас. Ср. вообще формы винительного места, времени и количества (капельку, чуточкуи т. п.).

      3. Непроизводительная группа наречий, "омонимных" с родительным падежом имен существительных. Ср. дома.

      Сегоднянеобходимо сопоставлять с родительным падежом времени, вообще приобретающим в современном языке адвербиальный оттенок. Ср.:третьегодня, пятогоиюняи т. п.

      Уже из этого обзора беспредложных наречий совершенно ясно, что падежи имен существительных, приименные по преимуществу, как родительный, или же выражающие непосредственную зависимость объекта от глагольного действия, как, например, винительный и отчасти родительный, или обозначающие косвенное воздействие глагола на объект, направленность к объекту, как дательный, — не склонны к адвербиализации. Это сильные падежи имени существительного. Между тем творительный падеж является основным средством и источником образования наречий от имен существительных.

      С необыкновенной остротой охарактеризовал своеобразное положение творительного падежа в ряду других падежей акад. А. А. Шахматов: "Дополнение в творительном падеже вообще, за немногими исключениями, означает независимое от глагола представление, не объект, испытывающий на себе действие, влияние глагольного признака, а, напротив, представление, способствующее развитию этого признака, видоизменяющее или определяющее его проявление; в этом существенное отличие творительного падежа от родительного, винительного и дательного" (32).

      Еще раньше А. А. Потебня, характеризуя разнообразные функции творительного падежа, особенно выделял творительный падеж образа действия по его близости к адвербиальному значению. "Для творительного образа, — писал Потебня, — характеристична именно его разносоставность по происхождению: в него втекают различные творительные при легком изменении своего значения по направлению к потере субстанциональности; он есть момент, предшествующий переходу дополнения в наречие, так что предполагается и наречиями места и времени" (33)21 . В силу этой малозаметной или фиктивной субстанциональности творительного образа он становится основной категорией, производящей беспредложные наречия.

      Любопытно, что в романских языках суффикс наречий -ment, -mente(vraiment, absolument, pleinement, итал.pienamenteи т. п.) является по происхождению формой творительного падежа имени существительного (лат. -mente).

      Кроме того, необходимо вспомнить, что форма творительного падежа имен существительных в русском языке соединяется лишь с такими предлогами, из которых одни, например с, под, за, вообще не теряют в этой связи своего лексического значения, а другие, напримернад, ослабляют или утрачивают это значение очень редко и притом только после строго определенной, замкнутой семантической группы глаголов (смеяться, насмехаться, издеваться, иронизироватьи т. п.).

      Поэтому наречий, возникших из форм творительного падежа с предлогом (современем, совсем, слишком, спрохладцей, заграницей, подмышкойи т. п.), немного.

      Симптоматично также, что форма творительного падежа переобременена значениями — притом преимущественно приглагольными (за исключением творительного падежа "отношения" — невысокростом; качественного пояснения —рубльсереброми творительного пространственной ориентации —шириною, длиною, глубиноюи т. д.). Акад. Л. А. Булаховский заметил: "В некоторых случаях синтаксическое целое, ввиду многообразия возможных значений творительных падежей, оказывается не сразу понятным; ср.: "Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят" (Тютч.) —весноймы связываем сшумяткак творительный содержания, но при первом впечатлении форму эту можно принять за творительный времени; или: "На зло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня" (Фет)..." (35)

      Широта семантического объема формы творительного падежа облегчает процесс ее изоляции и адвербиализации. Так как категория творительного падежа представляет замкнутую систему грамматических значений и отношений, то замутнение в какой-нибудь конкретной форме творительного падежа ее основных функций, закрепление за этой формой только одного из присущих ей значений равносильно отпадению ее от системы склонения данного существительного (например: отдатьдаром, уцелетьчудоми т. д.). Исключение формы из системы склонения (например, употреблениеградомтолько в значении образа действия:наподобиеграда) означает лексикализацию данной формы, превращение ее в особое обстоятельственное слово. Выпадая из системы форм имени существительного (например,градомиз комплекса форм словаград; ср.:гусемилигуськом;прахоми т. п.), эта форма становится отдельным словом и подводится под категорию наречия.

      "Нередко между наречием отыменным и падежом нет внешнего различия и граница между ними проводится лишь тем, что падеж, как дополнение, связан со всем склонением, а наречие из падежа стоит для обыкновенного сознания вне этой связи" (36).