Электронные ресурсы
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Кудрявцева, Е. Нанограммы, микрометры, гигаватты / Е.Кудрявцева // Наука и жизнь. – 2008. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nkj.ru/archive/articles/14131/.
Стандарт допускает разные варианты оформления библиографического списка. Наиболее употребительные из них:
1) алфавитный нумерованный список;
2) алфавитный ненумерованный список;
3) примечания.
В алфавитном нумерованном списке описания книг, статей расположены в алфавитном порядке и пронумерованы. Например:
1. Александров, Д.Н. Риторика: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 534 с.
2. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая; пер с англ.; отв. ред. М.А.Кронгауз; вступ. ст. Е.В.Падучевой. – М.: Русские словари, 1996. – 416 с.
3. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Р.Львов. – М.: Академия, 2002. – 248 с.
4. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. для вузов / Д.Э.Розенталь. – М.: Высшая школа, 1987. – 399 с.
5. Стернин, И.А. Коммуникативное поведение и национальное коммуникативное сознание / И.А.Стернин // Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. – Воронеж: ВГУ, 2002. – Гл. 5. – С. 262–302.
Если в работе используется такой список литературы, то ссылки в тексте даются на номера по списку, например: [2, с.4] или [см. об этом: 1, с.22; 52, с.18].
Подобный список целесообразно составлять в окончательном варианте только при оформлении чистового варианта (когда этот список уже не будет пополняться). Тогда же расставляются номера изданий во внутритекстовых ссылках – в противном случае при каждом пополнении списка литературы придется менять нумерацию и соответственно номера в ссылках.
В алфавитном ненумерованном списке описания расположены в алфавитном порядке, но не пронумерованы. В качестве индекса издания в списке приводится фамилия автора и год издания:
[Александров 1996]
[Вежбицкая 1996]
[Львов 2002]
[Розенталь 1997]
[Стернин 2002]
| Александров, Д.Н. Риторика: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 534 с. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая; пер с англ.; отв. ред. М.А.Кронгауз; вступ. ст. Е.В.Падучевой. – М.: Русские словари, 1996. – 416 с. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / М.Р.Львов. – М.: Академия, 2002. – 248 с. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. для вузов / Д.Э.Розенталь. – М.: Высшая школа, 1987. – 399 с. Стернин, И.А. Коммуникативное поведение и национальное коммуникативное сознание / И.А.Стернин // Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. – Воронеж: ВГУ, 2002. – Гл. 5. – С. 262–302. |
Если в списке содержится два произведения одного автора, изданные в одном и том же году, то они располагаются в алфавитном порядке (по названиям) и им присваиваются буквенные индексы, например: [Королев 1990а], [Королев 1990б] и т.п.
При таком расположении описаний ссылки в тексте работы даются следующим образом: [Горшков А.И. 1949, с.8] или [см. подробнее: Молотков А.И. 1977, с. 40].
Список такого рода можно начинать составлять в самом начале работы и сразу оформлять внутритекстовые ссылки соответствующим образом. При дополнении или сокращении списка изменение нумерации не требуется, и такой вариант удобен для использования в случаях, когда пополнение списка литературы происходит параллельно работе над текстом.
В научных работах используется и такой вариант оформления списка литературы, как примечания. Описания в таком списке располагаются в том порядке, в котором они упоминаются в тексте, и в том же порядке нумеруются. Если ссылка дается на конкретную страницу, главу, раздел, то в примечании указываются именно эти страницы. Например:
Примечания
Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. для вузов / Д.Э.Розенталь. – М.: Высшая школа, 1987. – С. 227.
Александров, Д.Н. Риторика: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 183.
Там же. – С. 217.
Розенталь Д.Э. Указ. соч. – С.80.
Неудобство такого способа отсылок заключается в том, что одно и то же наименование иногда приходится помещать в список неоднократно. В то же время такой способ удобен, если список литературы невелик.
Во всех приведенных случаях ссылки делаются на список литературы, помещенный в конце работы. При всей экономности данного способа он не совсем удобен для читателя (Например, при чтении ВКР приходится часто обращаться к списку в конце). Более удобны для читающего, но менее употребительны в научных изданиях постраничные ссылки и сноски, которые располагаются непосредственно в тексте.
Здесь важно заметить, что ГОСТ 7.1-2003 не распространяется на постраничные ссылки и сноски. Для разграничения элементов библиографического описания применяют обязательную систему условных разделительных знаков: точка и тире, откос, два откоса. Однако ГОСТ допускает в постраничных ссылках точку и тире заменять точкой. Разрешается не указывать издательство. Тем не менее, в пределах одного издания следует придерживаться единообразия в применении условных разделительных знаков.
Приведем пример оформления такой ссылки, которая дается в скобках после цитаты или иного использования источника:
Речевое воздействие на собеседника рассматривается в лингвистической литературе и как результат воздействия на собеседника (ср. понятие «перлокуция» Дж.Остина), и как «рассчитанный эффект», то есть «коммуникативное намерение говорящего, выраженное в речи и распознанное собеседником» (см.: Федорова, Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / Л.Л. Федорова // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С.46).
Однако такие ссылки в тексте (из-за использования вставных конструкций) делают синтаксические конструкции громоздкими и затрудняют восприятие. Более удобными для восприятия являются постраничные сноски. При наборе текста на компьютере используется специальная программа (в меню «Вставка»), которая облегчает оформление сносок и может при необходимости автоматически переносить сноски на другую страницу.
Образец оформления сноски:
Речевое воздействие на собеседника рассматривается в лингвистической литературе и как результат воздействия на собеседника1, и как «рассчитанный эффект», то есть «коммуникативное намерение говорящего, выраженное в речи и распознанное собеседником»2.
__________________________
1 Ср. понятие «перлокуция» Дж.Остина.
2 См.: Федорова, Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / Л.Л. Федорова // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С.46.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки