6.2.3.1. Словосочетание
1. Управление – способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной падежной или предложно-падежной формы. Чаще всего выбор формы зависимого слова не вызывает затруднений у носителя русского языка, однако при наличии вариантов или при употреблении зависимого слова с предлогом возможны затруднения, которые приводят к нарушению нормы управления.
Переходные глаголы, как правило, управляют винительным падежом существительного без предлога (читать книгу, ставить опыт, исследовать почву). Переходные глаголы с отрицанием не могут управлять родительным падежом или винительным падежом существительного. Отрицательные конструкции с родительным падежом предпочтительнее в следующих случаях:
– если в предложении есть отрицательная частица ни или отрицательное местоимение (местоименное наречие) с приставкой ни-, выражающие усиление отрицания (не достичь ни одной цели, не видеть никакого результата, никогда не знать покоя);
– если существительное зависит от глаголов со значением обладания, восприятия, речемыслительной деятельности, желания, ожидания (не иметь успеха, не видеть ошибок, не чувствовать боли);
– если существительное зависит от причастия или деепричастия (не имеющий решения, не решив задач исследования);
– в устойчивых сочетаниях (не испытывать желания, не питать надежды, не находить поддержки, не делать секрета, на давать покоя, не иметь представления, не внушать доверия, не упускать возможности и т.п.).
Отрицательные конструкции с винительным падежом чаще всего употребляются в следующих случаях:
– если зависимое существительное обозначает конкретный предмет (именно этот, а не какой-то другой), в том числе человека или географический объект (не заметить ошибку в написании слова, не читал книгу В.В.Виноградова «Русский язык», не читал Ахматову, не посещал Турцию);
– если в предложении присутствует двойное отрицание (нельзя не признать многочисленные достижения современной науки, не мог не заметить ошибку);
– если отрицание относится не к глаголу-сказуемому, а к другому слову в предложении (не совсем уяснил задачу, не всегда реализовывать свои возможности).
2. Следует разграничивать устойчивые сочетания иметь значение и играть роль. Первое обозначает «быть важным, существенным», а второе – «оказывать заметное влияние, воздействие». Ср.: Педагогические знания имеют большое значение (т.е. являются важными) для правильно организованного воспитания в семье и Ведущую роль в процессе становления и развития личности ребенка играет (т.е. оказывает влияние на процесс) семейное воспитание. Неверным с точки зрения нормы является встречающееся в речи сочетание *играть значение.
3. При употреблении в предложно-падежных форм существительных следует помнить, что в современном русском языке есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом (с родительным – без, для, до, из, свыше, в заключение; с дательным – к, вопреки, подобно, согласно; с винительным – про, через, сквозь, включая; с творительным – между, над, перед, наравне с, следом за; с предложным – при, по вопросу о и др.), и есть предлоги, употребляющиеся с несколькими падежами (в, на, о (обо) – с винительным и предложным; за, под – с винительным и творительным; по – с дательным, винительным и предложным; с – с родительным, винительным и творительным).
В ряде случаев в речи наблюдается смешение предлогов в – на, из – с: (*поехать в Украину – поехать на Украину, вернуться из школы – *вернуться со школы). Эти предлоги в отдельных своих значениях образуют антонимические пары в – из, на – с, поэтому противоположные по смыслу словосочетания могут быть построены только с предлогами одной и той же пары.
В – ИЗ | Предлог в употребляется при обозначении места, направления куда-нибудь или нахождения где-нибудь: положить в стол, пойти в институт, поехать в Сибирь. | Предлог изупотребляется при обозначении направления действия откуда-нибудь, источника, места, откуда исходит что-то:вынуть из стола, прийти из института, приехать из Сибири |
НА – С | Предлог наупотребляется при обозначении поверхности, на которой сверху располагается или куда направляется что-нибудь, или при обозначении места:положить на стол, лечь на диван, идти на работу. | Предлог супотребляется при обозначении места, предмета, от которого отделяется, удаляется, отходит что-нибудь:взять со стола, встать с дивана, идти с работы. |
Особо следует сказать об употреблении этих предлогов с географическими наименованиями. Справочная служба Института русского языка им. В.В.Виноградова на интернетсайте «Русские словари» разъясняет: «Общие (именно общие) правила употребления предлогов отражают закономерности выражения пространственных отношений в русском языке: так, с названиями административных единиц – государств, областей, районов, городов, штатов, сел и пр. употребляется предлог в (обозначающий пребывание внутри чего-л. или направление движения внутрь чего-л.). Предлог на встречается только в сочетании с названиями, так или иначе связанными с Украиной: на Киевщине, на Харьковщине, на Украине, на хуторе. Употребление пар предлогов в – из, на – с обычно зависит от типа объекта: административные образования; острова и полуострова (поправки вносятся, если остров совпадает с административной единицей); улицы, площади (на); переулки, проезды (в); горные массивы (если название имеет форму ед. ч. – предлог на, если мн. ч. – в: на Урале, но в Гималаях). Плюс почти всегда возможны исключения, связанные с традицией употребления (ср.: в Тироле).
Что касается Украины, то по-русски правильно так: на Украине, но: в государстве Украина.
Дело в том, что в 1993 году Правительство Украины потребовало признать нормативными варианты в Украину и из Украины, предполагая, что это позволило бы разорвать этимологическую связь конструкций на Украину и на окраину и получить лингвистическое подтверждение статуса суверенного государства. Академик В. Г. Костомаров об этом написал так: «Нетрудно согласиться и с непривычным для русских в Украине – пусть так, если кому-то чудится, что на Украине унизительно напоминает на краю, на окраине. Так в свое время китайцы просили различать на Тайване (на острове) и в Тайване (в не признаваемом КНР государстве)... Порой приходится мириться и с самым наивным политическим и национальным мышлением: есть вещи выше неприкосновенной чистоты литературно-языкового канона» [http://slovari.ru/default.aspx?p=1115]. Тем не менее «литературная норма русского языка, согласно которой следует говорить и писать на Украине, – результат исторического развития языка на протяжении нескольких столетий. Сочетаемость предлогов в и на с определенными словами объясняется исключительно традицией. Ср.: в школе, в институте, в аптеке, в отделе, но: на заводе, на почте, на курорте, на складе и т. д. Литературная норма не может измениться в одночасье из-за каких-либо политических процессов [http://gramota.ru/spravka/buro/hot10].
Примеры наиболее употребительных словосочетаний, в построении которых в речи возможны ошибки, помещены в приложении 3.
4. В книжной речи частотным является употребление существительных в сочетании с производными предлогами, образованными путем перехода слов знаменательных частей речи (существительных, наречий, деепричастий) в разряд предлогов. Некоторые из них, в употреблении которых в речи допускаются ошибки, помещены в приложении 4.
5. Согласование – способ подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах падежа, числа и рода, что и главное. В роли главного слова выступает, как правило, имя существительное или местоимение-существительное. Согласуются определения, выраженные именами прилагательными, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, причастиями: научное мышление, наши достижения, первый курс, законченное исследование. Как правило, согласование зависимых слов в подобных конструкциях не вызывает затруднений, за исключением случаев, когда затруднения вызывает определение рода имени существительного (см. об этом пункт «Морфологические нормы»).
В научной речи довольно часто употребляются сочетания существительных с количественными числительными. Особенность таких количественно-именных сочетаний заключается в том, что в именительном и винительном падежах числительные управляют родительным падежом имени существительного, а в остальных падежах числительное согласуется с существительным: три стола, шесть студентов; трех столов, шестью студентами. Существительное в таких сочетаниях может иметь при себе зависимое определение. Форма определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре зависит от рода имени существительного: при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа (три больших дома, три больших окна), а при существительных женского рода – в форме именительного падежа множественного числа (три большие комнаты).
Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рода отличаются по ударению от формы родительного падежа единственного числа (рýки – рукú), то определение чаще ставится в форме родительного падежа множественного числа: две высоких горы, три младших сестры, четыре отвесных скалы.
Если перед таким оборотом с существительным женского рода находится предлог, то возможны вариантные формы определений: на две равные части – на две равных части.
Если определение предшествует количественно-именному сочетанию, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа независимо от грамматического рода определяемого существительного: первые три года, последние два слова, каждые две недели. Однако прилагательные целый, полный, добрый, лишний и некоторые другие употребляются при существительных мужского и среднего рода в форме родительного падежа: целых три месяца, полных два ведра, добрых четыре часа, лишних три километра.
В сочетании с пол- (в сложном существительном) и полтора (полторы) возможны обе формы согласования: целых полгода – целые полгода, целых полторы недели – целые полторы недели.
Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, обычно ставятся в форме именительного падежа: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой); Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов).
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки