logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

4. Кислород

В воздухе есть газ без цвета, запаха и вкуса, который поддерживает дыхание и горение. Это кислород. Каждый день все живое расходует на дыхание громадное количество кислорода. А сколько печей, больших и малых, топится ежегодно на нашей планете! Причем не только печей для отопления жилища, но и промышленных – доменных, мартеновских, обжиговых.

Мы давно задохнулись бы от недостатка кислорода, если бы не зеленые листья растений. Когда на них падает солнечный свет, они поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород, восстанавливая его запас в земной атмосфере.

Но кислород есть не только в воздухе. Соединяясь с другим газом – водородом, он образует воду. Каждый второй атом в земной коре – это атом кислорода.

Еще двести лет назад люди не знали о существовании кислорода. Только в 1770 г. химики впервые обнаружили, что при нагревании некоторых веществ выделяется газ, в котором, как и в воздухе, горит свеча. Французский ученый Антуан Лавуазье открыл, что этот газ активно участвует в образовании едких жидкостей – кислот. Поэтому Лавуазье назвал его латинским словом «оксигениум», что значит «рождающий кислоты», «кислород».

(Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2. –

М.: Педагогика, 1992. – С.120–121).

5. Информационная модель – это модель, содержащая целенаправленно отобранную и представленную в некоторой форме наиболее существенную информацию об объекте.

Информационные модели играют очень важную роль в жизни человека. Получаемые знания на уроках в школе позволяют вам составить различные информационные модели, которые в совокупности отражают информационную каритну окружающего вас мира.

Уроки истории дают возможность построить модель развития общества, а знание этой модели позволяет создавать историю своей жизни, либо повторяя ошибки предков, либо учитывая их.

На уроках астрономии вам доступными средствами рассказывают о Солнечной системе.

На уроках географии вы получаете информацию о географических объектах: горах, реках, городах и странах. Это тоже информационные модели.

На уроках химии информация о химических свойствах и законах взаимодействия разных веществ подкрепляется опытами, которые являются моделями реальных химических процессов.

Прежде чем построить модель, надо собрать информацию об изучаемом предмете или явлении и представить ее в соответствующей форме. Формы представления информационных моделей могут быть различными. Чаще всего используются следующие формы:

Форма представления информации обычно зависит от инструмента, с помощью которого она будет обрабатываться. Сейчас для обработки информации в большинстве случаев используется компьютер. Этот универсальный инструмент позволяет разрабатывать и исследовать модели разнообразных объектов: молекул и атомов, мостов и архитектурных сооружения, самолетов и автомобилей. В памяти компьютера могут храниться большие массивы информации об исследуемом объекте. Это позволяет рассматривать объект с разных сторон, исследовать его форму, состояния, действия, используя для каждого случая конкретную модель и соответствующие методы моделирования.

(Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – С.27– 28).

Задание 16. Подберите примеры текстов разных подстилей научного стиля из литературы по профилю вашей специальности. Определите их отличительные признаки.