1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
1. В синтаксисе научного стиля преобладает прямой порядок слов (грамматический), когда члены предложения располагаются в определенной последовательности по отношению друг к другу. «Подлежащее обычно предшествует сказуемому. Порядок второстепенных членов, как правило, связан с правилами расположения слов в словосочетаниях. Согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него. Перед сказуемым стоит обстоятельство образа действия, если после сказуемого есть другие члены предложения. Обстоятельства времени и места стоят в начале предложения, если определяют содержание предложения в целом. Остальные члены предложения постпозитивны»19: Клетки всех живых организмов содержат хотя и неодинаковые, но сходные вещества в близких количествах; Важнейшим условием современного развития является информационное обеспечение развития экономики; Любое природное явление, происходящее на земле, непосредственно или косвенным образом имеет своим первоисточником Солнце; В современную эпоху человечество переживает кризис гуманистических идеалов и ценностей. Однако в научной речи встречается и иной порядок слов – так называемый обратный, или инверсия. Он допускается в том случае, когда автор логически выделяет части высказывания, которые несут основную смысловую нагрузку и имеют особую информативную значимость. «Инверсированный член предложения выделяется как наиболее существенное, важное в сообщении, как коммуникативный центр высказывания»20. Такой порядок слов называют также коммуникативным, так как он является средством актуального членения речи в соответствии с коммуникативными задачами: на актуализованное место выносятся словоформы, представляющие рему (новую информацию, ради сообщения которой и строится высказывание). В письменной речи (в том числе и в научной), как правило, актуализирующей позицией является конец предложения: У животных, кроме эндокринной, существует нервная регуляция; В современной России утверждается личностно-ориентированная модель образования; В планиметрии основными фигурами были точки и прямые. В стереометрии наряду с ними рассматривается еще одна основная фигура – плоскость.
2. В синтаксисе научного стиля широко используются словосочетания, построенные по схеме «имя существительное + имя существительное в родительном падеже», в которых зависимое слово выступает в роли несогласованного определения. Достаточно часто в таких словосочетаниях наблюдается нанизывание форм родительного падежа, когда форма род. падежа, сама будучи зависимой, управляет другой формой род. падежа и т.д.: проблема шумов; прочность тканей животных; увеличение скорости движения; основные свойства умножения вектора на число; исследование проблем развития речи дошкольников; некоторые аспекты преподавания математики.
3. Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого, так как «предложения с именным составным сказуемым – одна из наиболее распространенных форм умозаключения, дефиниций, формулировок и тезисов, что определяет их частотность в научной речи, где формулирование законов, постулатов и допущений, определение понятий и явлений составляют неотъемлемую часть содержания»21. Чаще всего в научной речи используются следующие способы выражения именной части:
– имена существительные в именительном падеже: Масса – основная динамическая характеристика тела, количественная мера его инертности; Каждый математический объект есть некоторая модель;
– имена существительные в творительном падеже: Нелинейность системы является необходимым условием детерминированного хаоса; Важным признаком речевого поведения британцев является так называемая недосказанность как неотъемлемая часть английского менталитета;
– имена прилагательные в творительном падеже: Современным является требование обеспечения компьютерной и математической грамотности специалистов в области экономики; Информационное сопровождение рынков для потребителя этой информации может быть коммерческим и некоммерческим.
– имена прилагательные в краткой форме: Хлоропласты способны к автономному размножению; Для традиций русской культуры обращение к речевым стандартам (кроме правил этикета) нехарактерно; Нелинейная наука настолько целостна и всеобъемлюща, что выделить отдельно предмет ее изучения совсем не просто;
– страдательные причастия в краткой форме: Внутреннее пространство митохондрий заполнено гомогенным раствором, называемым матриксом; Термин «концептосфера» был введен в отечественной науке академиком Д.С.Лихачевым;
– цельные словосочетания: Информационное сопровождение рынка – это отношения по поводу текучести информации, необходимой рынку, отношения мониторинга, обновления, адаптации информации к потребностям рынка.
4. Объективность и обобщенность в научном стиле достигается использованием односоставных неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений.
Неопределенно-личные предложения употребляются тогда, когда важным представляется не субъект действия, а само действие. Наиболее частотны предложения с глаголами в форме 3 л. мн. ч. настоящего времени (Школьников учат за уравнениями, неравенствами и их системами видеть реальные ситуации; Моментом силы называют взятое со знаком «плюс» или «минус» произведение модуля силы на плечо, т.е. на перпендикуляр, опущенный из оси, относительно которой определяется момент, на направление действия силы; Различают словообразование историческое (диахронное) и современное (синхронное); Метод меченых атомов применяют при изучении биохимических процессов, происходящих в живых клетках; Науку, изучающую структуру и функции клетки, называют цитологией; Нередко живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете; В стеклянную трубку помещают различные предметы: дробинки, кусочки пробки, пушинки и т.д.), значительно реже используются предложения с глаголами в форме мн.ч. прошедшего времени (При изучении структуры глобина обнаружили, что белковая молекула состоит из четырех полипептидных цепей).
В обобщенно-личных предложениях субъект действия мыслится как обобщенный. Как отмечает В.В.Бабайцева, «обобщенность деятеля имеет много общего с неопределенностью: нередко лицо намеренно не указывается, чтобы представить исполнителя действия как лицо обобщенное. В таких случаях определенность и неопределенность деятеля сливаются с обобщенностью»22. В научной речи, как правило, используются предложения с глаголами в форме 1 л. мн. ч. будущего времени (см. также пункт 1 в морфологических особенностях научного стиля): Рассмотрим геофизическое явление воздействия теплового излучения Солнца на Землю; Обозначим данную прямую буквой α, а произвольную точку пространства – буквой М; Сравним треугольники ABC и OPQ; Будем задавать положение точки с помощью координат; Дадим определение понятию «ускорение точки»; Введем понятие параллельных прямых в пространстве
Для безличных предложений, используемых в научном стиле, характерны значения возможности–невозможности, достаточности–недостаточности, необходимости, долженствования, а также оценки действия. Эти значения, как правило, выражаются словами категории состояния с модальным значением (нужно, необходимо, надо, возможно, достаточно и др.) или оценочным значением (легко, трудно, естественно и др.), безличными глаголами в сочетании с инфинитивом: Среди основных механизмов развития рынка недвижимости можно выделить следующие…; При разработке концепции необходимо было определить границы учебной дисциплины…; Высоту h можно найти, зная длину троса и угол α; Нужно будет определять условия равновесия этого нового деформированного тела; Достаточно проверить перпендикулярность лишь к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости; В связи с этим принципиально важно выбрать содержание курса, чтобы оно отражало и сегодняшний день, и фундаментальные знания; В этом легко убедиться…; Естественно будет предположить, что…; При построении сечений параллелепипеда на рисунке следует учитывать тот факт, что….
Частотны безличные предложения с главным членом, по форме совпадающем с кратким прилагательным или кратким страдательным причастием среднего рода. Как правило, такие предложения употребляются в сложноподчиненном предложении: Было обнаружено, что колебания геомагнитного поля обусловлены явлениями, происходящими на Солнце; Известно, что суть окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ состоит в перемещении электронов или атомов водорода от одних молекул к другим; Существенно, что при окислении глюкозы, жирных кислот и некоторых аминокислот образуется конечный продукт – ацетил-КоА.
5. В научном стиле широко используются предложения, осложненные причастными, адъективными и деепричастными оборотами, которые служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета: Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной; Синтез полипептидных цепей по матрице иРНК, происходящей в рибосомах, называют трансляцией; С движением тел, получивших начальную скорость под углом под углом к ускорению свободного падения, приходится встречаться довольно часто; Отдельные авторы, изучая языковую личность, предлагают некоторый внутренне упорядоченный и структурированный ряд, образуемый комплексами сведений о мире, активизируемых в голове человека в определенных дискурсивных условиях; Складывая относительные атомные массы элементов, входящих в состав молекулы вещества, можно вычислить относительную молекулярную массу вещества; Во внешней среде имеется множество бактерий и вирусов, способных повреждать живые клетки и размножаться за их счет, вызывая тяжелые заболевания.
6. Точность и логичность научного стиля достигается также широким использованием предложений с однородными членами, выполняющими обычно характеризующую функцию – они называют отличительные, наиболее характерные признаки описываемого предмета или явления: Деятельность социального педагога по поддержке процесса социализации подростка осуществляется по психологическому, социальному, индивидуально-консультирующему, организационно-координирующему направлениям и представляет собой единую разноуровневую структуру взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов; Простагландины обладают широким спектром биологической активности: регулируют сокращение мускулатуры внутренних органов, поддерживают тонус сосудов; регулируют функции различных отделов мозга.
7. Логическая связь между частями научного текста выражается с помощью вводных конструкций (слов, словосочетаний и предложений) со значением достоверности сообщаемого (конечно, разумеется, несомненно, правда, полагаем, безусловно и др.), предположения (очевидно, по-видимому, возможно, надо полагать и др.), указывающих на источник информации (по словам, по мнению, как утверждает, как отмечает, с точки зрения, согласно мнению и др.), на порядок мыслей и их связь, заключение, обобщение, степень значимости сообщений (во-первых, во-вторых, наконец, в частности, при этом, вместе с тем, следовательно, таким образом, итак, одним словом и др.): Несомненно, разные пути возникновения омонимов обусловливают различие их типов. Кроме того, совершенно различными оказываются также процессы, приводящие к совпадению внешних форм слова; Итак, в каждой клетке реализуется не вся, а только часть генетической информации; По нашему мнению, «Путевые картины» Г.Гейне – это, скорее всего, разновидность мениппеи; Как известно, многие дохристианские личные имена и прозвища восточных славян явились основой русских фамилий; Очевидно, все ребра правильного многогранника равны друг другу; Институты государственного управления обеспечивают получение информации рынкам, во-первых, об изменениях государственной регламентации деятельности рынков; во-вторых, о ходе исполнения этих регламентирующих постановлений. Таким образом, институциональное оформление информационного сопровождения рынков позволяет осуществлять управление рыночными процессами внутри рынка и вне рынка.
Кроме того, для связи частей текста используются и другие специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей (вначале, потом, затем, прежде всего, предварительно и др.), на связь предыдущей и последующей информации (как указывалось, как уже говорилось, как отмечалось, рассмотренный и др.), на причинно-следственные отношения (но, поэтому, благодаря этому, в связи с тем, что, вследствие этого и др.), на переход к новой теме (рассмотрим теперь, перейдем к рассмотрению и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков (он, тот же, такой, так, тут, здесь и др.).
8. Для научных текстов характерно широкое использование сложных предложений, причем наиболее распространенными являются сложноподчиненные предложения. Для определения причинно-следственных отношений между явлениями используются предложения с придаточными причины (с союзами ввиду того что, потому что, вследствие того что, оттого что, благодаря тому что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо и др.): Для того чтобы изучить состав клеток, применяют метод дифференциального центрифугирования; Чтобы выявить структуру какого-либо вещества, необходимо получить его в кристаллической форме, так как для каждого кристалла характерно регулярное расположение атомов во всех трех измерениях; Поскольку процессы биологического окисления идут ступенчато, то электроны перемещаются по нисходящей «лестнице» переносчиков.
Для выявления существенных признаков описываемых объектов используются сложноподчиненные предложения с придаточными определительными: Идеальный газ – это газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало; У животных существуют особые клетки – фагоциты, которые способны захватывать и разрушать попавшие внутрь микроорганизмы; Коммуникативное сознание – это совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными используются для выражения обобщения, описания каких-то закономерностей или для указания на источник информации: Известно, что концентрация молекул газа в атмосфере уменьшается с высотой; При установлении структуры белка определяют, какие из 20 аминокислот входят в его состав; Еще Вильгельм фон Гумбольдт утверждал, что язык – это только форма и ничего больше.
Частотны в научном стиле и сложноподчиненные предложения с придаточными условия: Если прямая перпендикулярна к плоскости, то ее проекцией на эту плоскость является точка пересечения этой прямой с плоскостью; Если молекулы находятся на расстояниях, превышающих их размеры в несколько раз, то силы взаимодействия практически не сказываются; Если рассматривать язык как компонент сознания мыслящих и общающихся людей, то появляется возможность осмыслить не только содержание речевой модели, но и ее отражательную форму.
9. Принадлежность научного стиля к книжным стилям проявляется в частотности многочленных сложных предложений, части которых могут быть осложнены обособленными оборотами, однородными членами, вводными конструкциями и т.д.: Если рассматривать экспериментальные методы как результат разрешения теоретических проблем, применения теории, то, во-первых, объема времени, выделенного на курс, недостаточно, во-вторых, курс превратится в дисциплину, от которой студенту, будущему учителю физики, практической пользы будет мало, так как в этом случае будет повторяться курс общей физики; Социальный проект – сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которая имеет пространственно-временные и ресурсные границы, и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению; Мышление народа не опосредуется его языком, что можно считать в современной лингвистике установленным фактом, однако оно выражается, фиксируется, номинируется, овнешняется языком, и изучение представлений о действительности, зафиксированных в языке определенного периода, позволяет судить о том, каково было мышление народа, какова была его когнитивная картина мира в этот период.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки