logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля

1. В синтаксисе научного стиля преобладает прямой порядок слов (грамматический), когда члены предложения располагаются в определенной последовательности по отношению друг к другу. «Подлежащее обычно предшествует сказуемому. Порядок второстепенных членов, как правило, связан с правилами расположения слов в словосочетаниях. Согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него. Перед сказуемым стоит обстоятельство образа действия, если после сказуемого есть другие члены предложения. Обстоятельства времени и места стоят в начале предложения, если определяют содержание предложения в целом. Остальные члены предложения постпозитивны»19: Клетки всех живых организмов содержат хотя и неодинаковые, но сходные вещества в близких количествах; Важнейшим условием современного развития является информационное обеспечение развития экономики; Любое природное явление, происходящее на земле, непосредственно или косвенным образом имеет своим первоисточником Солнце; В современную эпоху человечество переживает кризис гуманистических идеалов и ценностей. Однако в научной речи встречается и иной порядок слов – так называемый обратный, или инверсия. Он допускается в том случае, когда автор логически выделяет части высказывания, которые несут основную смысловую нагрузку и имеют особую информативную значимость. «Инверсированный член предложения выделяется как наиболее существенное, важное в сообщении, как коммуникативный центр высказывания»20. Такой порядок слов называют также коммуникативным, так как он является средством актуального членения речи в соответствии с коммуникативными задачами: на актуализованное место выносятся словоформы, представляющие рему (новую информацию, ради сообщения которой и строится высказывание). В письменной речи (в том числе и в научной), как правило, актуализирующей позицией является конец предложения: У животных, кроме эндокринной, существует нервная регуляция; В современной России утверждается личностно-ориентированная модель образования; В планиметрии основными фигурами были точки и прямые. В стереометрии наряду с ними рассматривается еще одна основная фигура – плоскость.

2. В синтаксисе научного стиля широко используются словосочетания, построенные по схеме «имя существительное + имя существительное в родительном падеже», в которых зависимое слово выступает в роли несогласованного определения. Достаточно часто в таких словосочетаниях наблюдается нанизывание форм родительного падежа, когда форма род. падежа, сама будучи зависимой, управляет другой формой род. падежа и т.д.: проблема шумов; прочность тканей животных; увеличение скорости движения; основные свойства умножения вектора на число; исследование проблем развития речи дошкольников; некоторые аспекты преподавания математики.

3. Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого, так как «предложения с именным составным сказуемым – одна из наиболее распространенных форм умозаключения, дефиниций, формулировок и тезисов, что определяет их частотность в научной речи, где формулирование законов, постулатов и допущений, определение понятий и явлений составляют неотъемлемую часть содержания»21. Чаще всего в научной речи используются следующие способы выражения именной части:

– имена существительные в именительном падеже: Масса – основная динамическая характеристика тела, количественная мера его инертности; Каждый математический объект есть некоторая модель;

– имена существительные в творительном падеже: Нелинейность системы является необходимым условием детерминированного хаоса; Важным признаком речевого поведения британцев является так называемая недосказанность как неотъемлемая часть английского менталитета;

– имена прилагательные в творительном падеже: Современным является требование обеспечения компьютерной и математической грамотности специалистов в области экономики; Информационное сопровождение рынков для потребителя этой информации может быть коммерческим и некоммерческим.

– имена прилагательные в краткой форме: Хлоропласты способны к автономному размножению; Для традиций русской культуры обращение к речевым стандартам (кроме правил этикета) нехарактерно; Нелинейная наука настолько целостна и всеобъемлюща, что выделить отдельно предмет ее изучения совсем не просто;

– страдательные причастия в краткой форме: Внутреннее пространство митохондрий заполнено гомогенным раствором, называемым матриксом; Термин «концептосфера» был введен в отечественной науке академиком Д.С.Лихачевым;

– цельные словосочетания: Информационное сопровождение рынка – это отношения по поводу текучести информации, необходимой рынку, отношения мониторинга, обновления, адаптации информации к потребностям рынка.

4. Объективность и обобщенность в научном стиле достигается использованием односоставных неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений.

Неопределенно-личные предложения употребляются тогда, когда важным представляется не субъект действия, а само действие. Наиболее частотны предложения с глаголами в форме 3 л. мн. ч. настоящего времени (Школьников учат за уравнениями, неравенствами и их системами видеть реальные ситуации; Моментом силы называют взятое со знаком «плюс» или «минус» произведение модуля силы на плечо, т.е. на перпендикуляр, опущенный из оси, относительно которой определяется момент, на направление действия силы; Различают словообразование историческое (диахронное) и современное (синхронное); Метод меченых атомов применяют при изучении биохимических процессов, происходящих в живых клетках; Науку, изучающую структуру и функции клетки, называют цитологией; Нередко живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете; В стеклянную трубку помещают различные предметы: дробинки, кусочки пробки, пушинки и т.д.), значительно реже используются предложения с глаголами в форме мн.ч. прошедшего времени (При изучении структуры глобина обнаружили, что белковая молекула состоит из четырех полипептидных цепей).

В обобщенно-личных предложениях субъект действия мыслится как обобщенный. Как отмечает В.В.Бабайцева, «обобщенность деятеля имеет много общего с неопределенностью: нередко лицо намеренно не указывается, чтобы представить исполнителя действия как лицо обобщенное. В таких случаях определенность и неопределенность деятеля сливаются с обобщенностью»22. В научной речи, как правило, используются предложения с глаголами в форме 1 л. мн. ч. будущего времени (см. также пункт 1 в морфологических особенностях научного стиля): Рассмотрим геофизическое явление воздействия теплового излучения Солнца на Землю; Обозначим данную прямую буквой α, а произвольную точку пространства – буквой М; Сравним треугольники ABC и OPQ; Будем задавать положение точки с помощью координат; Дадим определение понятию «ускорение точки»; Введем понятие параллельных прямых в пространстве

Для безличных предложений, используемых в научном стиле, характерны значения возможности–невозможности, достаточности–недостаточности, необходимости, долженствования, а также оценки действия. Эти значения, как правило, выражаются словами категории состояния с модальным значением (нужно, необходимо, надо, возможно, достаточно и др.) или оценочным значением (легко, трудно, естественно и др.), безличными глаголами в сочетании с инфинитивом: Среди основных механизмов развития рынка недвижимости можно выделить следующие…; При разработке концепции необходимо было определить границы учебной дисциплины…; Высоту h можно найти, зная длину троса и угол α; Нужно будет определять условия равновесия этого нового деформированного тела; Достаточно проверить перпендикулярность лишь к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости; В связи с этим принципиально важно выбрать содержание курса, чтобы оно отражало и сегодняшний день, и фундаментальные знания; В этом легко убедиться…; Естественно будет предположить, что…; При построении сечений параллелепипеда на рисунке следует учитывать тот факт, что….

Частотны безличные предложения с главным членом, по форме совпадающем с кратким прилагательным или кратким страдательным причастием среднего рода. Как правило, такие предложения употребляются в сложноподчиненном предложении: Было обнаружено, что колебания геомагнитного поля обусловлены явлениями, происходящими на Солнце; Известно, что суть окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ состоит в перемещении электронов или атомов водорода от одних молекул к другим; Существенно, что при окислении глюкозы, жирных кислот и некоторых аминокислот образуется конечный продукт – ацетил-КоА.

5. В научном стиле широко используются предложения, осложненные причастными, адъективными и деепричастными оборотами, которые служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета: Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной; Синтез полипептидных цепей по матрице иРНК, происходящей в рибосомах, называют трансляцией; С движением тел, получивших начальную скорость под углом под углом к ускорению свободного падения, приходится встречаться довольно часто; Отдельные авторы, изучая языковую личность, предлагают некоторый внутренне упорядоченный и структурированный ряд, образуемый комплексами сведений о мире, активизируемых в голове человека в определенных дискурсивных условиях; Складывая относительные атомные массы элементов, входящих в состав молекулы вещества, можно вычислить относительную молекулярную массу вещества; Во внешней среде имеется множество бактерий и вирусов, способных повреждать живые клетки и размножаться за их счет, вызывая тяжелые заболевания.

6. Точность и логичность научного стиля достигается также широким использованием предложений с однородными членами, выполняющими обычно характеризующую функцию – они называют отличительные, наиболее характерные признаки описываемого предмета или явления: Деятельность социального педагога по поддержке процесса социализации подростка осуществляется по психологическому, социальному, индивидуально-консультирующему, организационно-координирующему направлениям и представляет собой единую разноуровневую структуру взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов; Простагландины обладают широким спектром биологической активности: регулируют сокращение мускулатуры внутренних органов, поддерживают тонус сосудов; регулируют функции различных отделов мозга.

7. Логическая связь между частями научного текста выражается с помощью вводных конструкций (слов, словосочетаний и предложений) со значением достоверности сообщаемого (конечно, разумеется, несомненно, правда, полагаем, безусловно и др.), предположения (очевидно, по-видимому, возможно, надо полагать и др.), указывающих на источник информации (по словам, по мнению, как утверждает, как отмечает, с точки зрения, согласно мнению и др.), на порядок мыслей и их связь, заключение, обобщение, степень значимости сообщений (во-первых, во-вторых, наконец, в частности, при этом, вместе с тем, следовательно, таким образом, итак, одним словом и др.): Несомненно, разные пути возникновения омонимов обусловливают различие их типов. Кроме того, совершенно различными оказываются также процессы, приводящие к совпадению внешних форм слова; Итак, в каждой клетке реализуется не вся, а только часть генетической информации; По нашему мнению, «Путевые картины» Г.Гейне – это, скорее всего, разновидность мениппеи; Как известно, многие дохристианские личные имена и прозвища восточных славян явились основой русских фамилий; Очевидно, все ребра правильного многогранника равны друг другу; Институты государственного управления обеспечивают получение информации рынкам, во-первых, об изменениях государственной регламентации деятельности рынков; во-вторых, о ходе исполнения этих регламентирующих постановлений. Таким образом, институциональное оформление информационного сопровождения рынков позволяет осуществлять управление рыночными процессами внутри рынка и вне рынка.

Кроме того, для связи частей текста используются и другие специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей (вначале, потом, затем, прежде всего, предварительно и др.), на связь предыдущей и последующей информации (как указывалось, как уже говорилось, как отмечалось, рассмотренный и др.), на причинно-следственные отношения (но, поэтому, благодаря этому, в связи с тем, что, вследствие этого и др.), на переход к новой теме (рассмотрим теперь, перейдем к рассмотрению и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков (он, тот же, такой, так, тут, здесь и др.).

8. Для научных текстов характерно широкое использование сложных предложений, причем наиболее распространенными являются сложноподчиненные предложения. Для определения причинно-следственных отношений между явлениями используются предложения с придаточными причины (с союзами ввиду того что, потому что, вследствие того что, оттого что, благодаря тому что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо и др.): Для того чтобы изучить состав клеток, применяют метод дифференциального центрифугирования; Чтобы выявить структуру какого-либо вещества, необходимо получить его в кристаллической форме, так как для каждого кристалла характерно регулярное расположение атомов во всех трех измерениях; Поскольку процессы биологического окисления идут ступенчато, то электроны перемещаются по нисходящей «лестнице» переносчиков.

Для выявления существенных признаков описываемых объектов используются сложноподчиненные предложения с придаточными определительными: Идеальный газ – это газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало; У животных существуют особые клетки – фагоциты, которые способны захватывать и разрушать попавшие внутрь микроорганизмы; Коммуникативное сознание – это совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными используются для выражения обобщения, описания каких-то закономерностей или для указания на источник информации: Известно, что концентрация молекул газа в атмосфере уменьшается с высотой; При установлении структуры белка определяют, какие из 20 аминокислот входят в его состав; Еще Вильгельм фон Гумбольдт утверждал, что язык – это только форма и ничего больше.

Частотны в научном стиле и сложноподчиненные предложения с придаточными условия: Если прямая перпендикулярна к плоскости, то ее проекцией на эту плоскость является точка пересечения этой прямой с плоскостью; Если молекулы находятся на расстояниях, превышающих их размеры в несколько раз, то силы взаимодействия практически не сказываются; Если рассматривать язык как компонент сознания мыслящих и общающихся людей, то появляется возможность осмыслить не только содержание речевой модели, но и ее отражательную форму.

9. Принадлежность научного стиля к книжным стилям проявляется в частотности многочленных сложных предложений, части которых могут быть осложнены обособленными оборотами, однородными членами, вводными конструкциями и т.д.: Если рассматривать экспериментальные методы как результат разрешения теоретических проблем, применения теории, то, во-первых, объема времени, выделенного на курс, недостаточно, во-вторых, курс превратится в дисциплину, от которой студенту, будущему учителю физики, практической пользы будет мало, так как в этом случае будет повторяться курс общей физики; Социальный проект – сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которая имеет пространственно-временные и ресурсные границы, и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению; Мышление народа не опосредуется его языком, что можно считать в современной лингвистике установленным фактом, однако оно выражается, фиксируется, номинируется, овнешняется языком, и изучение представлений о действительности, зафиксированных в языке определенного периода, позволяет судить о том, каково было мышление народа, какова была его когнитивная картина мира в этот период.