logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

Приложение 2 Словарик терминов риторики

Адресант речи. Тот, кто производит речь,  говорящий, пишущий.

Адресат речи. Тот, кому адресована речь,  слушающий, читающий.

Академическая риторика. Красноречие, речевое мастерство в сфере науки и образования.

Бытовая риторика. Красноречие, речевое мастерство в сфере бытового общения.

Вербальный. То же, что Словесный.

Военная риторика. Красноречие, речевое мастерство в сфере профессионального общения военных.

Выражение (Элокуция). Этап риторического действия: словесное оформление замысла.

Гармония речевого события. Гармоническое единство всех компонентов речевой ситуации и самой речи, при котором элементы целого тесно связаны друг с другом, определяют и уравновешивают друг друга. Критерием гармонии речевого события является эффективность речевого общения, то есть соответствие результата коммуникативному намерению говорящего.

Гомилетика. Красноречие, речевое мастерство в сфере религиозного (христианского) культа. В более узком значении  искусство составления проповедей.

Диалог. Разговор двух и более лиц (В отличие от монолога). При риторическом воздействии возможность диалога между адресантом и адресатом речи является одним из факторов успешности (гармонии) речевого общения.

Дискурс. Процесс речевого поведения, который складывается из следующих компонентов: вербального (словесная составляющая, сам текст), акустического (громкость, высота тона, интонирование, темп и т.д.), кинесического (жесты, мимика, поза), пространственного (взаимное положение в пространстве).

Закон продвижения и ориентации адресата. Один из важнейших законов, связанных с принципом диалогического общения: эффективность речевого воздействия тем выше, чем четче представляет себе адресат речи цель, к которой он движется вместе с ритором и «координаты» на пути к этой цели в каждый момент времени.

Закон удовольствия. Закон риторики, который утверждает, что речевое общение тем эффективнее, чем больше заботится говорящий о том, чтобы процесс общения доставлял адресату речи удовольствие.

Закон эмоциональности. Закон риторики, который требует, чтобы ритор эмоционально переживал то, о чем говорит, чтобы не оставить слушателя равнодушным.

Законы общей риторики. Некие универсальные закономерности, определяющие эффективность / неэффективность речевого воздействия.

Зрительный контакт. Тактика, используемая во время устного выступления и заключающаяся в том, что ритор смотрит в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого и задерживая взгляд на каждом. Такая тактика создает у слушателей впечатление, что выступающий говорит именно с ним.

Изобретение речи (Инвенция). Первый этап риторического действия  обдумывание содержания речи, подбор основных фактов, иллюстративного материала, аргументов.

Имиджмейкинг. Деятельность, направленная на создание продуманного публичного впечатления об общественном деятеле, особого образа, который будет способствовать достижению этим деятелем политических, экономических и иных целей.

Интенция. Намерение говорящего, коммуникативная цель, которую ставит перед собой ритор и которой добивается при помощи речевого действия.

Коммуникант. Участник речевого общения (адресат или адресант речи).

Коммуникативность («чувство аудитории»). Качество ритора, которое проявляется в умении соотносить речь с особенностями адресата, анализировать в ходе общения поведение аудитории, реагировать на изменение ее состояния.

Косвенное сообщение (Метасообщение). Информационное «сопровождение» прямого сообщения, нуждающееся в расшифровке.

Красноречие. Искусство речи, которое складывается из целого ряда качеств и умений, изучаемых риторикой.

Лингвистическая прагматика. Лингвистическая дисциплина, которая изучает вопросы воздействия на человека при помощи речи.

Метасообщение. См. Косвенное сообщение.

Намерение говорящего. См. Интенция.

Невербальные знаки коммуникации. См. Паралингвистические средства.

Неориторика. То же, что Лингвистическая прагматика.

Образ ритора (говорящего). Сумма свойств личности и поведения ритора, которые являются факторами успешности речевого воздействия. Обычно рассматриваются следующие качества: обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность предметом речи.

Общая риторика. Дисциплина, изучающая общие закономерности речевого поведения и факторы эффективности речи.

Общественно-политическая риторика. Красноречие, речевое мастерство в сфере политики и общественной деятельности.

Оратория. Теория и практика публичной речи. О. как научная дисциплина изучает структуру речи, типы речей по функции, вопросы мастерства оратора.

Паралингвистические средства. Невербальные (несловесные) средства передачи информации: жесты, мимика, поза, интонация и т.п.

Педагогическая риторика. Красноречие, речевое мастерство, использующееся для различных видов педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе.

Пиар, PR, public relations. Целенаправленное формирование общественного мнения путем организации публичных акций, специальных публикаций в СМИ и т.п. Область деятельности, требующая использования речи как одного из инструментов воздействия на массовое сознание.

Принцип близости. Один из принципов риторики: ритор должен иметь представление об особенностях аудитории и использовать в речи факты, доказательства, образы, аналогии и т.д., которые близки и понятны слушателям.

Принцип движения. Принцип риторики: на протяжении всей речи адресат должен иметь представление, к какой цели движется он вместе с ритором, на каком этапе этого движения находится речь, должен ощущать постоянное продвижение. Выполнение этого принципа обеспечивается структурой фразы и речи в целом.

Принцип конкретности. Принцип риторики, следование которому повышает эффективность восприятия текста: в речи должны быть примеры, средства образности, другие элементы, позволяющие слушателям понять содержание.

Принципы речевого поведения (Принципы риторики). Основополагающие правила, которых придерживается ритор для достижения коммуникативной цели. Принципы вырабатываются с учетом знания объективных законов риторики и требований риторического идеала.

Принцип сотрудничества. Принцип речевого поведения, диктующий коммуникантам роли доброжелательных собеседников, стремящихся к единой цели и помогающих друг другу достичь этой цели.

Прямое сообщение. Информация, непосредственно выраженная в вербальной форме. Противопоставлено косвенному сообщению.

Разговорность речи. Ориентация на нормы разговорной (а не книжно-письменной) литературной речи в публичном выступлении. Используется для создания эффекта естественности, непринужденности, доверительности общения.

Расположение (Диспозиция). Этап классического риторического канона, следующий за изобретением: расположение материала, непосредственное составление текста.

Речевая (коммуникативная) цель. См. Интенция.

Речевая роль. Своеобразная проекция социальной роли на речевую ситуацию. Речевая роль подразумевает определенный стандарт речевого поведения.

Речевая ситуация. Ситуация речи, а также модель, используемая для описания речевого события и включающая в себя следующие элементы: а) адресант речи; б) адресат речи; в) аудитория (зрители, не участвующие в непосредственной беседе; г) коммуникативная цель; д) условия общения (время, место, другие значимые обстоятельства); е) социальные и речевые роли коммуникантов; ж) вид (канал) общения; з) код (язык, жаргон, стиль, жанр и т.д.); и) правила и нормы, которые значимы для данного события; к) результат общение и его соответствие цели и т.д.

Речевое событие. Основная единица речевого общения, которая складывается из речевого поведения коммуникантов и условий общения. Существуют разные типы РС, различающиеся по функции, обстановке, соотношению вербального и невербального общения и т.п. (лекция, ответ у доски, поздравление с днем рождения, выражение соболезнования, признание в любви, ток-шоу и т.д.).

Речевой акт. Минимальная единица, которая вычленяется при анализе дискурса, речевой шаг. Как правило, РА соотносится с отдельной фразой, репликой диалога.

Ритор. 1. Мастер красноречия. 2. Говорящий; человек, стремящийся осуществить воздействие на адресата посредством речи.

Риторика. Теория и практика речевого воздействия.

Риторический анализ. Анализ речевого события, направленный на выявление причин его эффективности или неэффективности.

Риторический идеал. Система представлений об образцовом речевом поведении, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему этических и эстетических ценностей, свойственных этой культуре.

Риторический канон. Система правил построения речи. Классический (античный) риторический канон состоит из следующих частей (этапов): изобретение (инвéнция), расположение (диспозúция), выражение (элокýция), запоминание (мемóрио), произнесение (áкцио гипокрúзис).

Риторическое мастерство. Совокупность качеств, позволяющих эффективно пользоваться речью как инструментом воздействия (умение составить речь, способность управлять вниманием аудитории, культура и техника речи и т.д.).

Софизм. Ложный силлогизм; рассуждение, которое, казалось бы, строится по правилам логики, но приводит к совершенно нелогичному выводу.

Софистика. 1. Направление в древне-греческой философии и риторике. Софисты разрабатывали проблемы теории и практики красноречия, искусства спора. 2. Искусство уловок и словесных ухищрений, обмана и преднамеренного запутывания.

Социальная роль коммуниканта. Социальные характеристики коммуниканта, оказывающие влияние на его речевое поведение (например, роль подчиненного в диалоге «начальник  подчиненный»).

Социально-психологический портрет адресата (аудитории). Совокупность признаков адресата речи, которые являются значимыми для ритора, организующего словесное воздействие (возраст, пол, место жительства, материальное положение, интересы, ценности и т.п.).

Стратегия речевого поведения (Коммуникативная стратегия). Выбор говорящим определенного типа речевого поведения (стремление к сближению, стремление к индивидуализации, активность или следование за инициативой партнера, корректность или агрессия и т.п.). Выбор СРП определяется как индивидуальными особенностями личности говорящего, так и особенностями речевой ситуации. Как правило, речевое мастерство предполагает способность к сознательному выбору той или иной СРП и следованию ей. Неумение разнообразить СРП в зависимости от ситуации  признак низкого уровня развития коммуникативного навыка.

Теория подлинного красноречия. Теория красноречия, созданная и воплощенная Сократом и описанная Платоном в его «Диалогах». Согласно этой теории, суть красноречия в том, чтобы помогать человеку искать истину.

Чувство аудитории. См. Коммуникативность.

Элокуция. См. Выражение.

Эффективность общения. Соответствие результата речевого действия той коммуникативной цели, которую ставил перед собой ритор.