6.2.2.3. Имя числительное
В области имени числительного наибольшие трудности вызывает употребление собирательных числительных и склонение числительных разных разрядов.
1. Собирательные числительные называют количество предметов как единое целое, в их совокупности. Они образуют замкнутую группу слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро; оба, обе. Собирательные числительные характеризуются ограниченной сочетаемостью и могут употребляться с ограниченным кругом слов:
– с существительными мужского и общего родов, называющими лиц мужского пола: двое студентов, трое военных, пятеро сирот;
– с существительными, имеющими формы только множественного числа (существительными pluralia tantum): двое ножниц, четверо суток;
– с существительными дети, ребята, люди, а также с существительным лицо в значении «человек»: шестеро ребят, семеро молодых людей, пятеро незнакомых лиц;
– с существительными, обозначающими детенышей животных: двое волчат, семеро козлят;
– с личными местоимениями в форме множественного числа: их было двое, нас пятеро;
– в качестве субстантивированных слов, т.е. употребляющихся в функции имени существительных: вошли трое.
2. Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего родов (оба стола, оба ребенка, оба уравнения, оба окна), числительное обе сочетается с существительными женского рода (обе женщины, обе системы). Следует помнить, что различаются они и системой падежных форм:
-
оба
обе
И.п. оба
Р.п. обоих
Д.п. обоим
В.п. оба (обоих – с одушевл. сущ)
Т.п. обоими
П.п. об обоих
И.п. обе
Р.п. обеих
Д.п. обеим
В.п. обе (обеих – с одушевл. сущ.)
Т.п. обеими
П.п. об обеих
3. Количественные числительные обозначают в целых единицах отвлеченное число или количество предметов. Различают простые, сложные и составные количественные числительные: два, тридцать, сорок; пятьдесят, триста; двадцать восемь, четыреста пятьдесят шесть, две тысячи восемь. Сложности вызывает склонение сложных и составных числительных, а также числительных сорок, девяносто, сто.
Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы: одна для именительного и винительного падежей, другая – для родительного, дательного, творительного и предложного падежей:
И.п. сорок, девяносто, сто (килограммов)
Р.п. сорока, девяноста, ста (килограммов)
Д.п. сорока, девяноста, ста (килограммам)
В.п. сорок, девяносто, сто (килограммов)
Т.п. сорока, девяноста, ста (килограммами)
П.п. о сорока, девяноста, ста (килограммах)
При склонении сложных числительных изменяются обе части:
И.п. пятьдесят, триста, девятьсот (километров)
Р.п. пятидесяти, трехсот, девятисот (километров)
Д.п. пятидесяти, тремстам, девятистам (километрам)
В.п. пятьдесят, триста, девятьсот (километров)
Т.п. пятьюдесятью, тремястами, девятьюстами (километрами)
П.п. о пятидесяти, о трехстах, о девятистах (километрах)
При склонении составных числительных каждое слово сохраняет свои особенности изменения:
И.п. шестьсот сорок семь; две тысячи восемь
Р.п. шестисот сорока семи; двух тысяч восьми
Д.п. шестистам сорока семи; двум тысячам восьми
В.п. шестьсот сорок семь; две тысячи восемь
Т.п. шестьюстами сорока семью; двумя тысячами восьмью (восемью)
П.п. о шестистах сорока семи; о двух тысячах восьми
И.п. три миллиона двести семьдесят четыре тысячи пятьсот двадцать один
Р.п. трех миллионов двухсот семидесяти четырех тысяч пятисот двадцати одного
Д.п. трем миллионам двумстам семидесяти четырем тысячам пятистам двадцати одному
В.п. три миллиона двести семьдесят четыре тысячи пятьсот двадцать один
Т.п. тремя миллионами двумястами семьюдесятью четырьмя тысячами пятьюстами двадцатью одним
П.п. о трех миллионах двухстах семидесяти четырех тысячах пятистах двадцати одном
4. Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете. Они образуются от соответствующих количественных числительных и так же по своему строению делятся на простые, сложные и составные.
Простые и сложные порядковые числительные склоняются как имена прилагательные.
В мужском и среднем родах:
И.п. второй, двадцатый, сороковой, шестидесятый, сотый, трехсотый, девятисотый
Р.п. второго, двадцатого, сорокового, шестидесятого, сотого, трехсотого, девятисотого
Д.п. второму, двадцатому, сороковому, шестидесятому, сотому, трехсотому, девятисотому
В.п. второй, двадцатый, сороковой, шестидесятый, сотый, трехсотый, девятисотый
второго, двадцатого, сорокового, шестидесятого, сотого, трехсотого, девятисотого (с одушевленными существительными)
Т.п. вторым, двадцатым, сороковым, шестидесятым, сотым, трехсотым, девятисотым
П.п. о втором, двадцатом, сороковом, шестидесятом, сотом, трехсотом, девятисотом
В женском роде:
И.п. вторая, двадцатая, сороковая, шестидесятая, сотая, трехсотая, девятисотая
Р.п. второй, двадцатой, сороковой, шестидесятой, сотой, трехсотой, девятисотой
Д.п. второй, двадцатой, сороковой, шестидесятой, сотой, трехсотой, девятисотой
В.п. вторую, двадцатую, сороковую, шестидесятую, сотую, трехсотую, девятисотую
Т.п. второй, двадцатой, сороковой, шестидесятой, сотой, трехсотой, девятисотой
П.п. о второй, двадцатой, сороковой, шестидесятой, сотой, трехсотой, девятисотой
Во множественном числе:
И.п. вторые, двадцатые, сороковые, шестидесятые, сотые, трехсотые, девятисотые
Р.п. вторых, двадцатых, сороковых, шестидесятых, сотых, трехсотых, девятисотых
Д.п. вторым, двадцатым, сороковым, шестидесятым, сотым, трехсотым, девятисотым
В.п. вторые, двадцатые, сороковые, шестидесятые, сотые, трехсотые, девятисотые
вторых, двадцатых, сороковых, шестидесятых, сотых, трехсотых, девятисотых (с одушевленными существительными)
Т.п. вторыми, двадцатыми, сороковыми, шестидесятыми, сотыми, трехсотыми, девятисотыми
П.п. о вторых, двадцатых, сороковых, шестидесятых, сотых, трехсотых, девятисотых
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
И.п. две тысячи восьмой (восьмая, восьмое)
Р.п. две тысячи восьмого (восьмой, восьмого)
Д.п. две тысячи восьмому (восьмой, восьмому)
В.п. две тысячи восьмой (восьмую, восьмое)
две тысячи восьмого (восьмую, восьмого) – с одушевленными существительными
Т.п. две тысячи восьмым (восьмой, восьмым)
П.п. о две тысячи восьмом (восьмой, восьмом)
И.п. триста двадцать пятый (пятая, пятое)
Р.п. триста двадцать пятого (пятой, пятого)
Д.п. триста двадцать пятому (пятой, пятому)
В.п. триста двадцать пятый (пятая, пятое)
триста двадцать пятого (пятой, пятого) – с одушевленными существительными
Т.п. триста двадцать пятым (пятой, пятым)
П.п. о триста двадцать пятом (пятой, пятом)
5. Дробные числительные обозначают величину, выраженную в частях единицы: одна вторая, две третьих, три целых пять десятых. При склонении дробных числительных по падежам изменяются все их компоненты:
И.п. одна вторая; две третьих; три целых пять десятых (части)
Р.п. одной второй; двух третьих; трех целых пяти десятых (части)
Д.п. одной второй; двум третьим; трем целым пяти десятым (части)
В.п. одну вторую; две третьих; три целых пять десятых (части)
Т.п. одной второй; двумя третьими; тремя целыми пяти десятыми (части)
П.п. об одной второй; о двух третьих; о трех целых пяти десятых (части)
К дробным числительным относят и слова полтора (полторы), полтораста. Полтора сочетается с существительными мужского и среднего родов, полторы – с существительными женского рода. Эти числительные образуют только две формы: одну – для именительного и винительного падежей, вторую – для родительного, дательного, творительного и предложного падежей:
И.п. – В.п. полтора, полторы, полтораста
Р.п. – Д.п. – Т.п. – П.п. полутора, полутора, полутораста
Они согласуются с существительными в косвенных падежах: в полутора часах; употребляются в им. и вин. падежах с существ. в ед.ч., в остальных падежах – с существ. мн.ч.: полтора яблока – полутора яблок.
При употреблении числительных в речи возможны следующие речевые ошибки:
Неправомерное употребление собирательных числительных. *Трое подруг идут купаться; *В комнате стояли двое стульев и стол.
Неправильное склонение количественных числительных.
Отсутствие форм склонения: *Около тысяча двести учеников.
Употребление неправильных падежных форм количественных числительных. *Уведомления были посланы всем пенсионерам нашего города, всем пяти тысячам шестисот двадцати человекам.
Склонение составных количественных числительных по типу порядковых только последнее слово: *Обнаружилась недостача в размере двенадцать тысяч сто пятьдесят двух рублей.
Склонение составных порядковых числительных по типу количественных все составные части, не только последнее слово: *Теперь мы с вами встретимся в двух тысяч девятом году.
Неправильное образование порядковых числительных: *Двухтысячновосьмой год; *Дветысячновосьмой год.
Неправильное склонение дробных числительных: *В полуторах часов; *Ноль целых пяти восьмых.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки