5.3. Диалогические жанры устной научной речи
К диалогическим жанрам устной научной речи относятся научная дискуссия и научная беседа.
Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование, обсуждение) – свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, в том числе и научного.
Дискуссия предполагает:
– активный обмен мнениями между участниками;
– рассмотрение проблемы с разных позиций;
– многостороннюю коммуникацию;
– поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.
В дидактике давно известен прием дискуссии, позволяющий обучающимся лучше усвоить материал в процессе решения и обсуждения спорных вопросов.
Часто практикуются дискуссии и в научной сфере для разрешения научных проблем, отстаивания своей точки зрения и аргументированной критики мнений и точек зрения своих коллег.
Организаторы дискуссии для успешного ее проведения должны позаботиться о серьезной предварительной подготовке.
Прежде чем проводить дискуссию, нужно четко определить ее тему, сформулировать цели, подготовить вопросы или тезисы для совместного обсуждения. Тема должна быть актуальной и представлять интерес для ее участников (дискутантов).
Целью научной дискуссии может быть:
– выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
– анализ какой-то научной проблемы;
– поиск нового варианта решения проблемы;
– оценка разных точек зрения на какой-то научный вопрос и т.п.
Целесообразно заранее ознакомить участников дискуссии с примерным кругом обсуждаемых дискуссионных вопросов, что позволит участникам подготовить свои аргументы или контраргументы. Для активизации внимания дискутантов можно предварить дискуссию выступлением докладчика, демонстрацией видеосюжета, ознакомлением с мнением экспертов и т.п.
Кандидат психологических наук Б.М.Мастеров, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества, для успешной организации и проведения дискуссии дает следующие рекомендации организатору или ведущему дискуссии80:
1. Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
2. Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
3. Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
4. Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
5. Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
6. Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.
7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.
8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.
Во время дискуссии ее участники должны соблюдать следующие правила этики спора:
1. Обсуждается проблема, а не человек, его недостатки и особенности.
2. Атмосфера общения должна быть доброжелательной.
3. Все участники общения имеют одинаковое право высказываться.
4. Каждый выступающий начинает свою речь с нескольких слов о достоинствах и положительных моментах выступления своего предшественника.
5. Не следует перебивать выступающих, их нужно выслушивать до конца.
6. Следует контролировать свои эмоции.
7. Чтобы быть пóнятым, выступающий должен уметь четко аргументировать свою позицию.
Н.И. Колесникова советует при подготовке к научной дискуссии обращаться к стандартным оборотам речи, которые можно использовать начинающим дискутантам81:
Дополнение:
Кстати, хотелось бы дополнить...
Нельзя не обратить внимания еще на один аспект.
В подтверждение мысли... у меня есть несколько цитат.
Полностью согласен с этим определением, но...
Согласие:
Я разделяю эту точку зрения.
Я хотел(а) бы присоединиться к мнению коллеги о...
Хочу поддержать мнение коллеги...
Мне близки мысли, высказанные (кем? )....
Мне близка позиция (кого?)...
Трудно не согласиться с тем, что...
Я бы, пожалуй, добавил еще, что...
Частичное согласие:
Я с этим согласен, но, с другой стороны...
Безусловно, но с одной оговоркой...
С этим нельзя не согласиться, но...
Нельзя при этом забывать о том, что...
Это верно, однако...
По существу я согласен с (кем?), но с одной оговоркой: концепция (кого?) выглядит предпочтительнее других. Это так. Но для меня убедительнее подход, который предложил (кто?)...
Несогласие:
У меня есть возражение.
Это расходится с моим представлением о...
Я придерживаюсь противоположного мнения.
Позволю себе не согласиться с мнением (кого-либо).
Сомнение:
Позволю себе усомниться в (абсолютной) справедливости Вашего высказывания.
Сомневаюсь, что это так, хотя...
Насколько я помню эту работу, в ней эти факты изложены несколько иначе.
Это замечание не бесспорно.
Возможно, что я ошибаюсь, но мне кажется, что это...
Допускаю, что могу ошибаться, но...
Запрос информации, стимулирование собеседника к высказыванию, выражению своей позиции:
Не могли бы Вы сказать...
А что Вы подразумеваете под…
Интересно было бы узнать Ваше мнение о...
Не могли бы Вы ответить на несколько вопросов?
Мне хотелось бы узнать, во-первых...
А что Вы думаете о...?
Уточнение адекватности восприятия:
Неужели Вы думаете, что...?
Возможно, Вы правы, но я хотел уточнить...
Если я правильно понял...
В начале обсуждения, возможно, имеет смысл уточнить, что мы понимаем под термином «...».
Ограничение активности собеседника:
Извините, я попросил бы вернуться к исходному тезису.
Минуточку, а нельзя ли более конкретно?
Простите, что я позволю себе вмешаться, но...
Научная беседа.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля так определяет значение слова беседа: «взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах» (Т. 1. – М.: А/О Издательская группа «прогресс», «Универс», 1994. – С. 208). Таким образом, беседа предполагает обмен мыслями, мнениями как минимум двух участников речевого акта.
Современные толковые словари выделяют у слова беседа два основных значения:
I.Беседа – 1. Разговор, деловой или задушевный. 2. Сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями; собеседование(Словарь русского языка: в 4-х т. Т. 1. – М.: Русский язык, 1985. – С. 80).
II. Беседа – 1. Разговор, обмен мнениями. 2. Род популярного доклада, обычно с обменом мнениями, собеседование(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 44).
III. Беседа – 1. Разговор, официально-деловой или задушевный. 2. Сообщение на какую-либо тему, в форме обмена мнениями, обсуждения вопросов (обычно с корреспондентом, слушателями и т.п.)(Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: «Норинт», 2000. – С. 72).
Для научной сферы актуальным является второе значение, из этих дефиниций можно вывести определение понятия научная беседа – научное сообщение, доклад, сопровождаемый обменом мнениями, обсуждением научных вопросов со слушателями (собеседниками).
Основной целью научной беседы является передача информации собеседнику (собеседникам) для пробуждения у него интереса к новой проблеме (информативная беседа) или знакомство собеседника (собеседников) с новой темой (беседа-лекция).
Как правило, научная беседа проходит между специалистом и неспециалистом. Философская беседа как форма общения, форма обучения, форма постижения истины зародилась еще в античности. Еще древнегреческий философ, ритор, создатель литературного жанра диалога Платон (428–347 гг до н.э.) указывал на недостаточность философских текстов и на необходимость живого контакта философа с нефилософом (или – шире – специалиста с неспециалистом). Содержанием каждого диалога Платона является философская беседа или философский спор учителя Платона философа Сократа со своими учениками. В известном диалоге «Федр» передается философская беседа Сократа с Федром, в которой Сократ говорит о том, что по-настоящему общение философа с нефилософом (специалиста с неспециалистом) возможно лишь в живой беседе, специально для этого предназначенной. Вот как пишет об этом Платон:
«Сократ. Значит, и кто рассчитывает запечатлеть в письменах свое искусство и кто, в свою очередь, черпает его из письмен, потому что оно будто бы надежно и прочно сохраняется там на будущее, – оба чрезвычайно простодушны <…>, раз они записанную речь ставят выше, чем напоминание человека, сведущего в том, что записано <…>
В этом, Федр, ужасная особенность письменности, поистине сходной с живописью: ее порождения стоят, как живые, а спроси их – они величаво и гордо молчат. То же самое и с сочинениями. Думаешь, будто они говорят, как мыслящие существа, а если кто спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, желая это усвоить, они всегда твердят одно и то же. Всякое сочинение, однажды записанное, находится в обращении везде – и у людей понимающих, и, равным образом, у тех, кому вовсе не пристало читать его, – и не знает, с кем оно должно говорить, а с кем нет. Если им пренебрегают или несправедливо ругают его, оно нуждается в помощи своего отца, а само неспособно ни защищаться, ни помочь себе <…>
Что же, не взглянуть ли нам, каким образом возникнет другое сочинение, родной брат первого, и насколько оно от природы лучше того и могущественнее? <…>
Федр. Что же это и как оно, по-твоему, возникает?
Сократ. А то, что по мере приобретения знаний пишется в душе того, кто учился; оно способно защитить самое себя, умеет говорить с кем следует, умеет и промолчать.
Федр. Ты говоришь о живой и одушевленной речи знающего человека, отображением которой справедливо можно назвать письменную речь?
Сократ. Совершенно верно <…> Такие занятия, по-моему, станут еще лучше, если овладеть искусством собеседования: встретив подходящую душу, такой человек со знанием дела насаждает и сеет в ней речи, полезные и самому сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи в душах других людей, способные сделать это семя навеки бессмертным, а сеятеля – счастливым настолько, насколько может быть счастлив человек»82.
Т.В. Васильева так комментирует речь Сократа: «Литературное произведение отрывается от своего создателя, предоставленное всем и каждому, оно не может защищаться от дурного читателя и не может прибавить ни слова к написанному для читателя благодарного, но недалекого: ему надо бы помочь разрешить возникшее недоумение – но текст способен лишь еще и еще раз повторить то, что уже сказал. Живая беседа совершеннее – собеседник перед тобой, ты видишь его и можешь к нему приноровиться, все недоумения можно разрешить по ходу беседы – что усвоено в процессе такой самостоятельной работы в живом собеседовании, то врезается в память прочно, а главное, начинает порождать в душе слушателя способность к внутреннему собеседованию с самим собой – таков смысл речи Сократа»83.
Л.Е. Балашов развивает эту мысль дальше: «живая беседа важна не только для собеседника философа, но и для самого философа (на что справедливо указывает Платон). В ней философ черпает новую информацию, новые мысли и идеи, заряжается творческой энергией, как это происходит у артиста, выступающего перед живой аудиторией»84. Перефразируя слова Л.Е. Балашова, можно сказать, что живое общение важно не только для собеседника (слушателя) – неспециалиста в какой-то отрасли научного знания, но и для специалиста, ведущего беседу, так как это позволяет последнему проверить истинность выдвигаемых положений, донести до широких масс основы научных знаний.
Научная беседа может вестись разными методами, например, методом антитез, методом альтернатив/вариантов, методом рассказа-лекции.
В первом случае в начале беседы выдвигается тезис, а затем выдвигаются аргументы за или против, в конце делается вывод ведущим беседу (или право сформулировать для себя вывод предоставляется слушателю/слушателям).
Во втором случае предлагаются разные варианты ответа на вопрос или разные решения проблемы, выбор окончательного ответа остается за слушателем/слушателями.
В третьем случае слушатель занимает пассивную позицию, лишь воспринимая передаваемую информацию и не принимая личного участия в беседе.
Выбор метода ведения научной беседы зависит от степени подготовленности аудитории, от возраста слушателей, уровня их образования и т.п.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки